Консультация на тему: «Экологическое воспитание»
консультация
Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного воспитания и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитания ребенка. | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые, родители, вашему вниманию предлагается
консультация на тему:
«Экологическое воспитание»
Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного воспитания и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Экологическое воспитания ребенка становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Детский сад и семья является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду и дома. Это уголок природы во всех группе, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Однако детский сад без помощи семьи ничего не сможет сделать общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как в детском саду, так и дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката и красотой природы. И если подобное предлагать детям то и родители, научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:
• Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
• Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
• Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например можно рассказать что нужно сделать если: дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать родителям обсудить дома с детьми и словесные ситуации. Например: На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Задайте ребенку несколько вопросов пусть даст оценку этому поступку.
• Как бы он поступил?
• Что надо делать, когда встречаешь птиц?
• Надо ли помогать птицам? Как?
• Нужно ли срывать съедобные ягоды калины, рябины без необходимости?
Взрослый, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Педагог может задать вопросы родителям, чьи дети проявляют жестокость и равнодушные по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице, проявляет ли к ним интерес?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие, есть ли у него желание ухаживать за ними?
4. Как Вы сами относитесь к животным? Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Советы родителям
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
4. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
5. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел; если обходился грубо — настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.
Успехов вам и вашем детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация на тему:«Экологическое воспитание детей в семье»...
Консультация на тему: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Дошкольный возраст-это время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период...
Консультация на тему; "Экологическое воспитание старших дошкольников"
Консультация на тему; "Экологическое воспитание старших дошкольников"...
Консультация по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
ull;«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги з...
Консультация на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для обучения детей бережному отношению к природе и окружающему миру...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...