Консультация для родителей "Почитайте детям стихи"
консультация на тему
Всякое искусство - и живопись, и музыка питает душу человека , колыбельная песня, исполненные голосом самого близкого человека - матери, призывают ребёнка к добру и свету, воспитывают красоту родной Но первое, с чем встречается ребёнок, - это поэзия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_pochitayte_detyam_stihi.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Почитайте детям стихи»
Когда ребёнку 3 года,
Вся семья учится говорить.
Всякое искусство - и живопись, и музыка питает душу человека , колыбельная песня, исполненные голосом самого близкого человека - матери, призывают ребёнка к добру и свету, воспитывают красоту родной Но первое, с чем встречается ребёнок, - это поэзия. Прибаутка, потешка земли, укачивают и убаюкивают его на сон, погружают в стихию родной речи.
Поражаешься, как организована, как выстроена народная колыбельная! Если внимательно её читаешь, то обязательно найдёшь незамутнённую поэзию трепетного материнства, тепла, домашнего уюта, надежд на счастливую жизнь дитяти в будущем. Колыбельная песня - это не только ласковое укачивание на сон:
Котик - коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Нашу детку покачать,
Это ещё и магический оберёг, как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребёнка, не допускающие проникновение зла. Поэтически-магические образы колыбельных важны несказанно. Они не всегда осознаются ребёнком, да, может быть, и не должны. Но, проникая в область подсознательного, готовят его в будущем к восприятию поэзии.
Казалось бы, какая трудность научить ребёнка говорить на родном языке? И учить не надо, он сам научится. Но если вдуматься, это далеко не так. Речь может быть богатой, образной, но и убогой и примитивной. Речь теснейшим образом связана с мышлением и оказывает влияние на способ мышления. Не может быть глубокого, ассоциативного, образного мышления у человека с примитивной речью, со скудным словарным запасом. Надо ли доказывать, что ребёнок с первых лет жизни, приобщаемый к поэзии, «набирает» свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, духовно развивается?
А ведь игра - это естественная стихия для ребёнка, в том числе и поэтическая игра со словами родного языка. Языковые «игрушки» существуют издревле. Вот, например, припевочка:
Потягунушки, потягунушки, Поперёк толстунушки, А в ножках - ходунушки, А в ручках - хватунушки...
Что это? Бессмысленные слова?. Кто это видел в русском языке какие-то там «ходунушки» и «хватунушки»? Слов таких действительно нет. Но есть суффиксы «ун»(говорун, хлопотун), «ушк»(голубушка, головушка). Вот почему так долго живёт эта песенка, которая только на первый взгляд кажется бессмысленной, а на самом деле представляет собой весёлую игру живыми, не придуманными суффиксами.
Вспомним книжку А.Барто, которая называется «Игра в слова».
Дождь идёт и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит.
Дождь, дождь.
Оживает метафора, читатель проникает вглубь слова, давно утраченный образ осмыслен вновь.
Оказывается, и слова-омонимы могут быть неплохой игрушкой. Вот, например, о дятле:
Вблизи лесных сторожек,
Где лось всегда сторожит,
К больным, которых я лечу,
В красной шапочке лечу.
А бывает так: в своей увлекательной игре поэт словом не воскрешает былую метафору, а как бы придумывает её и привносит туда, где её на самом деле и нет. Вот песенка медвежонка Вини-Пуха, любимца детей. Поэт Б.Заходер написал её к своему пересказу книги английского писателя А.Милна «Винни-Пух и все, все, все»:
Здесь любит медведь
Порой посидеть и подумать:
«А чем бы таким заняться?».
Ведь он же не слон,
Поэтому он
Не может всё время
Без дела слоняться!
Слова «слон» и «слоняться» не связаны общим происхождением, но они образно осмыслены заново, сопоставлены на основе логики: слон, запертый в клетке, обычно мотает головой и топчется на месте, как скучающий, слоняющийся без дела человек.
Словесные игрушки нужны ребенку не меньше предметных. Хорошие лингвистические игрушки не только забавляют, но и питают и формируют лингвистическое чутьё малыша, способствуют развитию речи. Человек духовно более развит, чем богаче его духовный мир, тем богаче его воображение, тем раскованнее его фантазия.
Почитайте детям стихи! О листьях, о деревьях, о проплывающих над головой облаках. Поэзия поможет вам обратить внимание ребёнка на красоту родной земли.
Если присмотреться, в стихах для детей в поэтической форме заключено всё ближнее и дальнее пространство - мама, папа, кошка, собака, иные звери и другие дети.
Только поэзия, духовность, красота способна вывести людей к свету, к будущему. Милые, дорогие взрослые, не пожалейте времени, почитайте детям стихи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей детей младшего возраста "Игры со стихами"
Научите ребёнка показывать то, что происходит в стихотворении....
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
Консультация для родителей "Прочтение детям стихов и рассказов о музыкальных инструментах"
Консультация для родителей "Прочтение детям стихов и рассказов о музыкальных инструментах"...
Консультация для воспитателей "Зачем детям стихи?"
Консультация для воспитателей "Зачем детяи стихи?"...
Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОВ, СКОРОГОВОРОК, ЧИСТОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ»
Консультация для воспитателей: «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом...
Консультация для родителей детей старшего возраста «Нужно ли учить с детьми стихи?»
Стихи в раннем детстве — это первый шаг в приобщении ребенка к искусству....