Консультация для родителей и педагогов "Знакомим детей с цветом"
консультация на тему

Огуреева Алла Борисовна

Цвет один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов:

«  Знакомим детей с цветом ».

                                             “Уметь срывать с палитры те цвета,  которые,                        выражали бы желаемые чувства

 и содержание, - великое мастерство».

 М.Сарьян.

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения  детьми дошкольного возраста.

До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное, он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов.

Но уже к четырём - пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке. Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия.  Оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”.  Насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Если в основной цвет добавить белила, то получатся светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.)  Если добавить черный, то темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

“Волшебные краски” (получение оттенков),

“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и во время рисования. Природа также знакомит детей с цветом. Её цветовая палитра по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно, вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы.  Летом все листья зелёные. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая цвет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Зелёная гусеница пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета.

Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?…

Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.

Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый.

Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: “Небо - синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная”. Так как знают,  что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь позолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное.

 Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, мы взрослые не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом.

 Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

1. Содержание картины (что на ней изображено).

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни. Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке!

Консультацию подготовила воспитатель по изобразительной деятельности Огуреева А.Б.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить детей младшего дошкольного возраста различать цвета".

У нас постоянно представляется материал для родителей в виде консультаций или памяток и обновляется каждый месяц....

Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»

Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»...

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"...

Консультация для родителей «Как научить детей раннего возраста различать цвета»

Консультация для родителей «Как научить детей раннего возраста различать цвета»...

Консультация для родителей. «Как научить детей раннего возраста различать цвета»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21262127","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...