Родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»/ игровой практикум.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми , способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой практикум для родителей воспитанников младшей группы | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 146»
городского округа Самара
443029, г. Самара, ул.Ново-Садовая, 194-а, тел. 994-81-05
E-mail: mdou146@yandex.ru
Родительское собрание
«Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»/
игровой практикум.
Подготовила:
Клименко Людмила Александровна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 146»
г.о. Самара
Самара, 2016
Родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»/
игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми , способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
План проведения.
Вступительный этап.
Добрый день! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в жизни должна занимать игра. В детском возрасте у детей должна быть потребность в игре. И её нужно удовлетворять, не потому, что делу время, а потехе час, а потому что ребенок , играя ребенок учится и познает жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С.Макаренко.
Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа занят на работе, а у мамы много хлопот по дому. Ни у кого нет времени и возможности, чтобы пообщаться с ребенком. И все же мы уверены, что необходимо находить время для того, чтобы пообщаться со своим ребенком , поиграть и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведем мы нашу встречу не совсем обычно, а в форме игры – путешествие в страну Сенсорику. Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое – сенсорное развитие.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
-Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети 4 лет, обучаясь в детском саду по Основной образовательной программе?
-Начиная с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это устойчивые и закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и соотношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных игр и упражнений для детей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО-деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
-Какие сенсорные дидактические игры есть у вас дома? Как вы в них играете дома? Чему могут научить ребенка эти игры? (Ответы родителей).
-При проведении игры воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».
-Перед вами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».
Воспитатель предлагает трем родителям определить на ощупь содержимое ящика. Выслушиваются варианты ответов.
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
-Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер – класс научит играть в сенсорные игры, рисовать в нетрадиционной технике. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
-Забудьте на время, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся с вами в страну Сенсорику!
Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берет волшебную палочку. Родители выполняют действия по содержанию текста.
- Вот я палочкой взмахну –
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу
Доброй феей буду!
Палочка – чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать.
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться.
Подарю вам ленточки,
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся.
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезет!
Звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашково», родители с воспитателем становятся «паровозиком».
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук –тук – тук –тук.
Тук –тук – тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Загадки:
Он и в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
Выставляются человечки соответствующего цвета.
….
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зеленый цвет)
…..
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
…..
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)
- Догадались, как станция называется? Станция «Цветочная». И жители этой станции – весёлые человечки, предлагают вам научиться играть в цветные игры. Но, чтобы правильно выполнять задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.
Пальчиковая игра «Пальчики работают»: выполнять одновременно двумя руками.
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики.
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? – спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Указательный поманит,
Пригрозит, укажет путь.
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть.
Средний палец – злой мальчишка,
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар.
Щелк – и в обморок комар!
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Может Вова?
Может Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец!
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
Игра: «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой-не такой»
Высыпать разноцветные кубики на пол и предложить детям построить башню, например красного цвета. Показать детям красный кубик и поставить его на пол: «Давайте построим башню такого цвета. Найдите такие же кубики». Помогайте малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой – не такой»). В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня! (демонстрация игры с 1 родителем). В следующий раз можно предложить построить башню самостоятельно ребенку. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).
Игра «Разноцветные флажки».
Веселая подвижная игра-разминка, направленная на развитие внимания и реакции детей, также позволяет закрепить знание цвета. Описание игры: для игры надо взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети подпрыгивают, синий – хлопнуть, желтый – взяться за руки, зеленый – присесть.
Игра «Разложи по коробочкам».
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу, закреплять знание цветов.
Описание игры: перед ребенком поставить несколько маленьких коробок и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложить ребенку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание вместе с ребенком, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. (Сначала используются основные цвета, затем количество предметов и цветов увеличивается
- Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в «ящике ощущений» и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета. Надо запомнить.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
Звучит музыка, паровоз едет дальше.
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук –тук –тук –тук тук.
Тук –тук –тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
- Как же называется эта станция, давайте угадаем!
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины…(круг)
….
Обведи кирпич мелком,
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты конечно с ней знаком (прямоугольник)
…
Злая рыба хвост-лопата
Откусила пол квадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький ,теперь? (треугольник)
…
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они (квадраты)
…
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом»
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят вас с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольникам, овалом; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра «Волшебный мешочек».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими формами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют её цвет (например «треугольник – красный»).
Игра «Прятки».
Те фигуры, которые обучающие достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит на наборное полотно и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась»
Игра « Определи форму».
Каждому обучающему раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
Динамическая пауза.
Руки выше поднимите,
И тихонько опустите.
Разведите их, как крылья.
И вперёд – чтоб ровно было.
Звонко хлопайте , ребятки,
И за дело – всё в порядке.
Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает карточки) круглой формы, небольшого размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем места (звучит музыка) и едем дальше.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит.
- Ну вот и приехали! Кто нас встречает? (Карандаш). Не удивляйтесь,
мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научит необычно рисовать.
Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.
- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования – способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность детей, развивать способность детей наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
-Вот наши волшебные краски предлагают и нам порисовать.
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью можно вытворять.
Пальцем ткнуть и носом,
А печатать - ладошкой.
А еще в придачу: маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы в яркий цвет,
Удивительный и радостный. Этот свет!
Звучит мелодия, появляется «незаконченная картина», нарисованная на ватмане , которую ладошками и пальчиками сделали дети.
-Наши дети очень старались, но не успели закончить красивую картину.
-В какой технике выполнена работа?
Какие цвета использовались? (зеленый, красный, синий)
Какого цвета не хватает? (желтого)
-Давайте поможем детям завершить этот шедевр!
Чего не хватает на картине? (солнышка)
-Используя нетрадиционную технику и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но, как положено перед работой, разомнем наши пальчики.
Физминутка.
Нарисуем желтый круг
(вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг.
(руки вытянуть вперед, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
(сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее
(трем ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.
(руки в» замок»).
Звучит песня «Про солнышко», родители выполняют задание.
Волшебник-карандаш приготовил вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз снова зовет нас в путь!
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят, везут на станцию игрушек
Компанию ребят!
- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите,
сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей , нас встречает! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Мы сейчас с ними познакомимся (знакомство с играми).
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
- Вот и настало время нам опять превратиться во взрослых.
Звучит сказочная мелодия.
-Вот я палочкой взмахну,
Загадаю чудо.
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду.
Поскорее встали в круг
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять
Глазки все закрывать!
А теперь начнем вращаться
И во взрослых превращаться.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч, задает вопросы).
Решение родительского собрания.
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилие на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игрушку (игру), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово.
Уважаемые родители!
Закончена игра. Она у нас
Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ
Играйте дома круглый год.
Пусть подготовленные для вас памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
Рефлексия.
-Просим оценить нашу встречу. На доске расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично – синий квадрат, а если не удовлетворены – зеленый треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....
Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
Игровой практикум с родителями...
Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
Знакомим родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей , направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в прост...
Справка о проведении родительского собрания "Игротека "Путешествие в страну Сенсорику"
по теме «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику».С целью обогащения родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольника возраста 12 октября 2016 года воспитателями младшей гру...
Нетрадиционное родительское собрание "Игротека "Путешествие в страну сенсорику"".
Цель собрания - обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей младшего возраста; познакомить с дидактическими играми, направленными на восприятие цвета, формы, величины, ориентиро...
Нетрадиционное родительское собрание – игротека «Путешествие в страну Сенсорики».
Цель собрания заключается в обогащении родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующи...
Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум).Автор: Новоселова Ю.Г. воспитатель МАДОУ «Детский сад «Гус...