информация для родителей первокласников в области закона об образовании и ФГОС
статья на тему

Санникова Елена Игоревна

 Родителям будующих первокласников будет интересно это знать.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В приведенной статье говорится о том, что ждет первокласника в школе. Многие родители переживают и боятся неизвестности, а зря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_rod.docx103.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ

С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

 

Общая информация

  •    Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с клавиатурой, учатся писать, создавать  файлы, работают со сменным носителем, знакомятся с интернетом.

   Новым направлением в учебном плане является внеурочная деятельность. На нее отводится 10 часов в неделю разных занятий по интересам.

   Внеурочная деятельность  - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка: изостудия, хореография, подвижные игры, легоконструирование, проектная деятельность, экскурсионная программа, художественное слово.

  • Образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Стандарты второго поколения были подготовлены 6 октября 2009 года и зарегистрированы в Минюсте 22.12.2009 года.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.

Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружающего нас мира – это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать. Поэтому главное направление Стандартов – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями.

Первые 9 дней изучается курс «Введение в школьную жизнь», который включает в себя знакомство с одноклассниками, с учителем, работу в группах, воспитание дружеских взаимоотношений. Дети учатся общаться и договариваться.

После изучения данного курса начинается учебный процесс.

Такие уроки, как музыка, физкультура, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность проходят в виде игры, театрализации или целевой прогулки в течение двух месяцев.

Основные уроки в адаптационный период – это чтение, письмо, математика. В своем построении они претерпели изменения. Отличительная особенность уроков по новым стандартам – формирование учебной деятельности.

Этапы учебной деятельности:

- ученик сам формулирует проблему (к этому его подвел учитель);

- сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);

-сам оценивает свою работу.

По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.

  • Памятка для родителей будущих первоклассников

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

 Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

  • избегайте чрезмерных требований к ребенку;
  • предоставляйте право на ошибку;
  • не думайте за ребёнка;
  • не перегружайте ребёнка;
  • не   пропустите   первые   трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
  • устраивайте ребенку маленькие праздники.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

  1.  Организуйте распорядок дня:
  • стабильный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.
  1.  Формируйте у ребенка умения общаться:
  • обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
  1. Уделите особое внимание развитию произвольности:
  • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
  1. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
  • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
  • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
  • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

 

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  1.  Тренируйте руку ребенка:
  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут        рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

  • Механизмы реализации закона РФ "Об образовании"

  1. Каков порядок приема в первый класс общеобразовательной школы?

В общеобразовательных учреждениях, работающих по программам, методикам, педагогическим системам развивающего обучения, обеспечивающим развитие специальных способностей ребенка, окружным управлением образования установлен особый порядок приема в первые классы.

Преимущество при зачислении в 1-ые классы данного общеобразовательного учреждения имеют дети, проживающие в домах, распложенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения.

  1. Какие документы нужно предоставить для записи ребенка в школу?

При поступлении детей в 1-ые классы общеобразовательных учреждений родители или лица, их заменяющие, представляют:

  1. медицинскую карту по форме 026/У;
  2. копию свидетельства о рождении ребенка;
  3. паспорт одного из родителей или лица, его заменяющего;
  4. заявление одного из родителей, законных представителей, о зачислении в 1-ый класс данного образовательного учреждение (заполняется в школе).

  1. Могут ли родители выбрать школу не по микрорайону?

«Не проживающим в данном микрорайоне может быть отказано  в приеме только по причине отсутствия мест в данном образовательном учреждении» (п.47 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

  1. Какие формы получения образования существуют сегодня?

Наиболее распространенная форма получения образования – в образовательном учреждении. Для больных детей по справке КЭК поликлиники организуется обучение на дому на период времени, определяемый медицинской комиссией. Родители могут самостоятельно обучать ребенка в семье (по договору со школой). С 1-ого класса ребенок может обучаться экстерном, т.е. самостоятельно, Аттестацию проходит 1 раз в год по предметам учебного плана. Допускается сочетание различных форм получения образования: семейное образования, самообразование, экстернат.

  1. Какие нужны документы для временного обучения на дому по медицинским показаниям? Как организуется учебный процесс?

Из закона РФ «Об образовании»

Статья 51, п.2

«Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в т.ч. санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательства субъекта Российской Федерации».

На обучение учащихся на дому выделено в 1-4-х классах до 8 часов в неделю. Для хронически больных учащихся по заключению медицинского учреждения (детской поликлиники по месту жительства) организуются индивидуальные занятия на дому, постоянно или временно в зависимости от заболевания Количество уроков не превышает 8 часов.

  • Рекомендации нейропсихофизиологов участникам образовательного процесса в начальной школе и детском саду

РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ

УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА              

     В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек. Не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту, девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И не так, как взрослые.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, а мужчины -девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам, как, в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл решение, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Не переучивайте насильно левшу- дело не в руке, а в устройстве мозга.
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  • Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
  • Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
  • Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
  • .Знайте,   что   девочки   могут   капризничать,   казалось   бы,   без   причины   или   по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в' этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
  • Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте      наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
  • Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.
  • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого, ребенок еще не состоянии ставить познавательные цели.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
  • Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
  • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного, что он болен.
  • Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.
  • Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.
  • Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы заложены в ребенке от природы.
  • Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком. если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Помните, что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
  • Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Не забывайте, без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
  • Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Для гармоничного развития необходимо чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не навреди».
  • Данные рекомендации и советы даны нам нейропсихофизиологами РАО В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман в книге «Мальчики и девочки два разных мира» (нейропсихофизиологи - руководителям, учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.)

Москва, «Линка-Пресс», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей об изменении в законе об образовании РФ

Презентация для знакоства родителей с нововведениями и изменениями в законе об образовании РФ....

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Информация для родителей по закону РФ "Об Образовании"

Ознакомление родителей с основными положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ...