информация для родителей первокласников в области закона об образовании и ФГОС
статья на тему
Родителям будующих первокласников будет интересно это знать.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В приведенной статье говорится о том, что ждет первокласника в школе. Многие родители переживают и боятся неизвестности, а зря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rod.docx | 103.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
Общая информация
- Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с клавиатурой, учатся писать, создавать файлы, работают со сменным носителем, знакомятся с интернетом.
Новым направлением в учебном плане является внеурочная деятельность. На нее отводится 10 часов в неделю разных занятий по интересам.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка: изостудия, хореография, подвижные игры, легоконструирование, проектная деятельность, экскурсионная программа, художественное слово.
- Образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Стандарты второго поколения были подготовлены 6 октября 2009 года и зарегистрированы в Минюсте 22.12.2009 года.
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.
Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружающего нас мира – это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать. Поэтому главное направление Стандартов – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями.
Первые 9 дней изучается курс «Введение в школьную жизнь», который включает в себя знакомство с одноклассниками, с учителем, работу в группах, воспитание дружеских взаимоотношений. Дети учатся общаться и договариваться.
После изучения данного курса начинается учебный процесс.
Такие уроки, как музыка, физкультура, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность проходят в виде игры, театрализации или целевой прогулки в течение двух месяцев.
Основные уроки в адаптационный период – это чтение, письмо, математика. В своем построении они претерпели изменения. Отличительная особенность уроков по новым стандартам – формирование учебной деятельности.
Этапы учебной деятельности:
- ученик сам формулирует проблему (к этому его подвел учитель);
- сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);
-сам оценивает свою работу.
По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.
- Памятка для родителей будущих первоклассников
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки:
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
- Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
- Формируйте у ребенка умения общаться:
- обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
- Уделите особое внимание развитию произвольности:
- учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
- Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
- составляйте рассказы по картинкам;
- следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
- можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
- Тренируйте руку ребенка:
- развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
- Механизмы реализации закона РФ "Об образовании"
- Каков порядок приема в первый класс общеобразовательной школы?
В общеобразовательных учреждениях, работающих по программам, методикам, педагогическим системам развивающего обучения, обеспечивающим развитие специальных способностей ребенка, окружным управлением образования установлен особый порядок приема в первые классы.
Преимущество при зачислении в 1-ые классы данного общеобразовательного учреждения имеют дети, проживающие в домах, распложенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения.
- Какие документы нужно предоставить для записи ребенка в школу?
При поступлении детей в 1-ые классы общеобразовательных учреждений родители или лица, их заменяющие, представляют:
- медицинскую карту по форме 026/У;
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- паспорт одного из родителей или лица, его заменяющего;
- заявление одного из родителей, законных представителей, о зачислении в 1-ый класс данного образовательного учреждение (заполняется в школе).
- Могут ли родители выбрать школу не по микрорайону?
«Не проживающим в данном микрорайоне может быть отказано в приеме только по причине отсутствия мест в данном образовательном учреждении» (п.47 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
- Какие формы получения образования существуют сегодня?
Наиболее распространенная форма получения образования – в образовательном учреждении. Для больных детей по справке КЭК поликлиники организуется обучение на дому на период времени, определяемый медицинской комиссией. Родители могут самостоятельно обучать ребенка в семье (по договору со школой). С 1-ого класса ребенок может обучаться экстерном, т.е. самостоятельно, Аттестацию проходит 1 раз в год по предметам учебного плана. Допускается сочетание различных форм получения образования: семейное образования, самообразование, экстернат.
- Какие нужны документы для временного обучения на дому по медицинским показаниям? Как организуется учебный процесс?
Из закона РФ «Об образовании»
Статья 51, п.2
«Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в т.ч. санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательства субъекта Российской Федерации».
На обучение учащихся на дому выделено в 1-4-х классах до 8 часов в неделю. Для хронически больных учащихся по заключению медицинского учреждения (детской поликлиники по месту жительства) организуются индивидуальные занятия на дому, постоянно или временно в зависимости от заболевания Количество уроков не превышает 8 часов.
- Рекомендации нейропсихофизиологов участникам образовательного процесса в начальной школе и детском саду
РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ
УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ
- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек. Не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту, девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И не так, как взрослые.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, а мужчины -девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как, в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл решение, пусть даже наделав ошибок.
- С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
- Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
- Не переучивайте насильно левшу- дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
- Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
- Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
- Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
- .Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в' этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
- Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
- Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
- Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
- Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.
- Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения.
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
- Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого, ребенок еще не состоянии ставить познавательные цели.
- Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
- При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
- Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
- Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
- Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного, что он болен.
- Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.
- Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.
- Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы заложены в ребенке от природы.
- Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
- Если у вас трудности в общении с ребенком. если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
- Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
- Помните, что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
- Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
- Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
- Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
- Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
- Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
- Не забывайте, без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
- Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».
- Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
- Для гармоничного развития необходимо чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
- Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не навреди».
- Данные рекомендации и советы даны нам нейропсихофизиологами РАО В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман в книге «Мальчики и девочки два разных мира» (нейропсихофизиологи - руководителям, учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.)
Москва, «Линка-Пресс», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей об изменении в законе об образовании РФ
Презентация для знакоства родителей с нововведениями и изменениями в законе об образовании РФ....
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Информация для родителей по закону РФ "Об Образовании"
Ознакомление родителей с основными положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ...