Консультация для родителей
консультация на тему

Даньковская Татьяна Юрьевна

"Музыкальное воспитание в семье", "Условия для музыкального развития ребёнка в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx19.47 КБ
Файл noyabr.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

заведующий МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21

___________ О.В. Тараненко

Согласовано:

старший воспитатель

___________ Н.Г.Пономаренко

       «Музыкальное воспитание в семье»

                                               Консультация для родителей

Разработал и провёл:

музыкальный руководитель

Т.Ю. Даньковская

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21


«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

В. А. Сухомлинский

         Актуальность данной методической разработки в том, что в современных условиях социально – экономических преобразований семья, как психологическое убежище, выступает источником стабильности для человека и для страны в целом.
Размытость нравственных идеалов, засилье эстрады на радио, телевидении – приобрело угрожающий оттенок; агрессивное наступление худших образцов западной массовой музыки является питательной средой для роста негативных явлений среди наших детей.
       Актуальным является повышение ответственности родителей за подготовку своих детей к жизни. Многие из родителей допускают ошибки в семейном воспитании. Родители осознают их, но, тем не менее, мирятся с ним.
       Семья и современные образовательные учреждения оказались идейно ослабленными, а педагоги и родители не всегда способными к противодействию негативных явлений.
       Воспитательная роль современной семьи, её жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера.
       В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а часто бывает не лишена просчетов; и, тем не менее, семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
       Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
       Музыка – величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом: серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная. Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания. Почему часто многие люди не умеют замечать красоту, выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания? А всё потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважения к музыке, не поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения.
       Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей.
       Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
       Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств и т.д. Именно в них работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними.
Родителям надо изучать литературу по семейному воспитанию и начинать надо с произведений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
       В "Книге для родителей" А. С. Макаренко писал: "Семья – место, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети - главная радость жизни. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди. И если в семье только один ребёнок, то возьмите в вашу семью чужого ребёнка. Полюбите его как собственного, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей "косой" семье, избавив её от опасного крена. Если вы бьёте своего ребёнка, то для него это трагедия боли и обиды. У таких родителей никогда не бывает дисциплины, дети просто боятся родителей. И часто рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить детский деспотизм, дикий и разрушительный. В условиях обоюдного деспотизма погибают остатки здорового воспитательного процесса. В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание".
       В. А. Сухомлинский в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" говорит: " Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей". Как это актуально в наши дни. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, наблюдается обращенность к конкретному ребёнку, имеющему определённые привычки, склонности, интересы. В семьях, где озабочены музыкальным воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, делает её эмоционально окрашенной. Она будет стройной и упорядоченной при условиях, что родители имеют определённую цель музыкального воспитания, проводят её в жизнь, используют различные методы, средства, видят перспективы его музыкального развития. В нашей стране в образовательных учреждениях и школах эстетического направления, хоровых, музыкальных, духовных, внешкольных учреждениях успешно ведётся музыкально – просветительская деятельность. И помощь семьи велика в музыкальном становлении ребёнка.
       В раннем возрасте при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Ребёнок различает высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание. Рождаются первые воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки марша или вальса.
       Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В нем выделяются три периода: младший дошкольный (от 3 до 4 лет), средний (от4 до 5 лет), старший (от 5 до 6-7 лет).
Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников – воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
       Каковы же основные признаки музыкальности?
Первый признак – способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя. Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить.
Второй признак – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички. Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях. Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки ( нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки ( песня, танец, марш).
       Семья и обшеобразовательные учреждения должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходится поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада и школы. Разумные родители ценят то, что даёт их детям общественное учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей. На практике семейному воспитанию присущи многие недостатки. Важный недостаток - семейный эгоизм и ограниченность музыкального кругозора. Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами, они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребёнка, особенно маленького, противопоказаны современные зрелищные шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Такие зрелища утомляют не только ребёнка, но и взрослого, возбуждают его, притупляют его восприимчивость к более художественным явлениям жизни.
       Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальная деятельность сочетается с другими видами (театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной), то решаются важные нравственно – эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.
В повседневной жизни ребёнка, музыке придаётся большое значение. В утренней гимнастике она используется более планомерно. Здесь могут звучать марши, песни и другие произведения. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользящих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений. Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

заведующий МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21

___________ О.В. Тараненко

Согласовано:

старший воспитатель

___________ Н.Г.Пономаренко

«Условия для музыкального развития ребёнка в семье»

Консультация для родителей

Разработал и провёл:

музыкальный руководитель

Т.Ю. Даньковская

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье.

 Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьёзно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию «по слyxy». Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы. Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...