СТАТЬЯ для родителей «Роль игры в жизни ребёнка». Воспитатель ИВАНОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
статья (младшая группа) на тему
Данная статья поможет родителям лучше понимать своих детей,подскажет какими способами можно вовлечь ребёнка в игру,какие предпочесть игры и грушки.И,главное,объяснит всю важность сюжетно-ролевой игры ,ведь именно она готовит ребёнка к взрослой жизни.Если ребёнок не доиграл в детстве он труднее приспосабливается к окружающему миру.Поэтому,очень важно поощрять игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_quotrol_igry_v_zhizni_rebnkaquot_2_0_.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Роль игры в жизни ребёнка»
Подготовила:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ИВАНОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Настоящая игра возникает не сразу. Сначала ребёнок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу расчёской, кормит игрушечной ложкой.
В возрасте 2 - 3 лет формируются первые игровые умения, у ребёнка складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместной игре. Кроме этого появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет развиваться в дошкольном детстве, а именно:
- ребёнок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные и называет этот предмет-заместитель в соответствии с его игровым назначением (коробка – домик, кирпичик – мыло, шарик – яблоко);
- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей (Девочка сначала купает куклу, потом вытирает её полотенцем, укладывает спать, поёт колыбельную песню);
- действия обобщаются и отделяются от предмета. Появляются воображаемые предметы: полотенце, конфета, вода, книжка;
- ребёнок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого. Взрослый выступает как образец действий. Ребёнок старается действовать самостоятельно, но как взрослый. («Я – мама, пошла в магазин. Возьму сумку, кошелёк. Дочка, что тебе купить?»).
В возрасте 2-3 года обычно происходит важное событие – одушевление игрушек. В руках малыша зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. В своей комнате, чаще на ковре ребёнок создаёт свой, воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые и придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которую в педагогике называют режиссёрской.
Ближе к возрасту трёх лет ребёнок, осваивая ролевое поведение в игре, невольно понимает, что игра должна стать коллективной. И он пытается втянуть вас в свою игру. Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой, мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, воспитатели в детском саду. Только потом не стоит удивляться, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла. Игры с вашим участием («Дочки-матери», «Магазин», «Больница») засверкают для ребёнка новыми красками.
Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую роль»: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, интонацию, жесты. Игра поможет понять, что тревожит ребёнка и вовремя изменить ситуацию. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трёхлетнему ребёнку, поднять непростую проблему и найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь.
Некоторые родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность, или, в крайнем случае, пытаются её направить в полезное русло. В ход идут настольно-печатные, интеллектуальные игры. Это тоже достойное и полезное занятие. Но они не должны заменять ролевые игры. Ведь такие игры развивают только познавательную сферу, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. Если ребёнок не доиграл в детстве, он труднее приспосабливается к окружающему миру, то, что его ровесники прошли в игре, с родителями в благоприятный период, ему приходится осваивать самому, причём сразу в боевых действиях, зачастую не имея права на ошибку.
Большое внимание следует уделять выбору игрушек. Несмотря на то, что одни родители могут купить дорогостоящую игрушку своему ребёнку, а другие позволить этого себе не могут, существуют правила, полезные и для тех, и для других.
Типичная ситуация: ребёнок просит купить всё новые игрушки, но, поиграв с ними пару дней, забрасывает в угол. Как с этим быть?
Главное – правильно подготовить ребёнка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной, и «долгоиграющей». Родителям стоит направлять выбор ребёнка.
Предположим у ребёнка есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказке войти в реальную жизнь. Прежде всего, дайте медведю имя: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно. Давай купим ему Настасью Петровну». А в следующий раз можно приобрести маленького Мишутку. Вот и будет у вас семья медведей. Теперь с ними можно разыгрывать сказку, придумывать для неё продолжение. Построить медведям дом, всё в нём оборудовать и играть день за днём.
Необходимо следить, чтобы ребёнок не разбрасывал игрушки. У каждой игрушки должно быть своё место, как только её принесли из магазина.
Не стоит забывать ещё одно традиционное правило: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием»: постучался слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав новую игру. Ребёнок, как правило, подхватывает этот сюжет. И игрушка опять привлекательна и нова для него.
Очень часто мамы мальчиков, а порой и воспитатели выступают против игрушек, изображающих оружие, считая, что они воспитывают агрессивность у детей. На самом деле проблема агрессии не связана с игрушечными пистолетами и автоматами. Даже если мы уберём из детского сада и дома «военизированные» игрушки, мальчики всё равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, или сделают оружие из конструктора, и будут играть в войнушку. Взрослым необходимо направить игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, участвуют в парадах, соревнуются в стрельбе. Когда мы видим трёхлетнего ребёнка, который бегает с пистолетом и стреляет, целясь в никуда, мы понимаем – ему нравится сам процесс. Детям такая игра не навредит. Малышам нравятся звучащие, мигающие пистолеты. А водяной пистолет ребёнок воспринимает как сосуд с водой, которую надо быстрее куда-то вылить. Можно полить клумбу, побрызгать на костёр, услышав, как он вдруг зашипит, можно полить друг друга, если жарко, посбивать струёй мишени. А вот пистолеты с патронами или шариками, а так же колющие и режущее оружие лучше отложить на старший возраст.
Некоторые родители жалуются – ребёнок не играет. В чём причина? Причин несколько. Прежде всего – позиция самих родителей, которые не поощряют игры, не учат детей играть. Отсутствие игры может быть связано с тотальным влиянием телевидения. По данным исследования дети дошкольного возраста смотрят телевизор в среднем по два часа в день. А если учесть, что они ещё и посещают детский сад – времени для игр дома не остаётся. Игра обычно возникает из впечатлений детей. И становится понятно, почему дети в основном играют в «стрелялки-догонялки», где нет развития сюжета. Такая игра детям быстро надоедает.
В последнее время у многих детей наблюдаются капризы, нарушения поведения. Игру можно использовать как отличный антистрессовый приём. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться, но необходимо учитывать несколько правил. Во-первых, играть или не играть – этот выбор должен оставаться за ребёнком. Может быть, сегодня ребёнок устал и пожелает просто почитать книжку. Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной.
Снять напряжение после долгого дня поможет игра «Рвакля». Приготовьте газеты, старые журналы и широкое ведро. Ребёнок может рвать, мять и топтать бумагу, а потом бросать её в ведро.
Помогут ребёнку успокоиться игры с постепенным снижением физической нагрузки. Например, игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке. Затем пусть он эти игрушки соберёт с закрытыми глазами в корзину или коробку. Собранные предметы можно рассортировать по форме или по цвету.
Помогают справиться с напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри (большие и маленькие), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, превратить губки в дельфина, кораблик, покатать на кораблике игрушку). Или просто дать 2 баночки – пусть переливает водичку. Вид и звук переливающейся воды успокоит ребёнка, и малыш через 15-20 минут будет готов лечь в постель.
Создавая условия для развития игры ребёнка важно использовать любые возможности. Например, чтобы сделать прогулку интересной и памятной для ребёнка, достаточно обратить его внимание на то, что вокруг. В магазине - рассказать, что делает продавец, как он показывает товар, как разговаривает с покупателями, что продаётся, где стоит. А дома разыграть с ребёнком уже знакомый ему сюжет. Впоследствии малыш будет с удовольствием играть в «Магазин».
Родители могут использовать игру и в своих интересах. Одна девочка по дороге домой уставала и просилась на ручки. Тогда её мама придумала игру «Угадай, что я нарисовал». Она отходила от дочки на расстояние примерно 30 метров и рисовала маленькую картинку (яблоко, машинку, дом). Потом спрашивала: «Угадай, что я нарисовала». Девочка заинтересованно бежала угадывать. Таким образом, они постепенно продвигались к дому. Прошло время – девочка сама стала рисовать на асфальте и спрашивать у мамы: «Угадай – что я нарисовала?».
Ещё одна игра, придуманная родителями. Называется «Сюрприз». В неё можно играть дома и на улице. Игра развивает воображение и способствует поднятию настроения. Взрослым несложно стать волшебниками, если заранее приготовить сюрприз для ребёнка, а потом помочь его найти в самом неожиданном месте (например, банан – среди книжек, конфету – в детском ботинке). Разумеется, необходимо это как-то обыграть: сказать волшебные слова или сослаться на волшебницу-фею. Можно использовать свой опыт и знания. Например, у светофора вы говорите: «Я сейчас подую – и загорится зелёный цвет». Ребёнка удивит и развеселит такой фокус, даже если малыш знает, в чём секрет. Можно «наколдовать» за поворотом что-нибудь интересное: новый магазин, афишу «Цирк приехал» и др.
Игра – одно из самых важных и необходимых средств развития ребёнка. Это умственная, созидательная деятельность малыша. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не отставал в развитии, не тормозите его игровую деятельность.
Литература:
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. –М.: «Академия», 1996 г.
Материалы сайта: gazeta-bam.ru
http://gazeta-bam.ru/article/2070/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»...
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребёнка"
Роль игры в жизни ребёнка...
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребёнка"
Познакомить родителелей с необходимостью игры в жизни ребёнка, так как, игра это естественный способ обучения социальным навыкам. Предложить некоторые рекомендации родителям, как вести себя, ког...
Консультация для родителей. Роль игры в жизни ребёнка.
Необходимость ролевой игры в жизни ребёнка. Простые, но очень важные правила выбора игрушек....
Статья для родителей "Роль книги в жизни ребёнка"
Данная статья раскрывает значение совместного чтения книг для развития ребёнка, какие навыки приобретает ребёнок во время чтения книг....
Статья для родителей "Роль книги в жизни ребёнка"
Давнная статья раскрывает значение совместного чтения для развития ребёнка, какие навыки приобретает ребёнок благодаря книге....
Консультация для родителей: "Роль игры в жизни ребёнка. Играем? Играем!"
Роль игры в жизни ребёнка....