Проект "Почемучки"
проект (старшая группа) на тему
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_proekt_-_pochemuchki.docx | 267.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31» Асбестовского городского округа
Педагогический проект
Воспитатель:
Кузьмина Людмила Геннадьевна
1 категория
Проект «Почемучки»
Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения (Творчески). Современные дети используют различные источники информации ,проявляют интерес к различным видам деятельности ,проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности.
. Работая с детьми 33 года, я пришла к выводу ,что обеспечение качества образовательной работы с детьми невозможно без реализации инновационных технологий. Изучив большое количество существующих технологий , я остановила свой выбор на проектном методе. В 2016 году я разработала и реализовала проект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей . Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности в старшей группе»
Творческое название проекта: «Почемучки»
Цели проекта:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Тип проекта: практико-экспериментальный.
Длительность: октябрь 2016- май 2017 года ( долгосрочный )
Ожидаемый результат относительно детей
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- действовать согласно алгоритма познания;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- доказательно объяснять полученный результат;
- формируются предпосылки учебной деятельности
У родителей повышается компетентность в вопросах детского
экспериментирования.
Предъявление результатов родителям
- Экскурсия по познавательно-экспериментальному центру группы – воспитатель для родителей
- Опыты родителей и детей
- Выставка зарисовок опытов
Подготовительный этап:
- Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
- Подбор для занятий:
- практические (опыты, эксперименты);
- наглядные (модели, схемы и т.д.);
- словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово)
Основной этап:
- Планирование занятий на период с октября по май 2016 – 2017 года.
- Приложения: ход эксперимента от 1 по 30 приложение.
- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
- Заключительный этап:
- Сформировать картотеку по экспериментам.
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.
Структура проведения экспериментирования:
-постановка проблемы;
-поиск путей решения проблемы;
-проведение наблюдения;
-обсуждение увиденных результатов;
-формулировка выводов.
Заключительная часть
Таким образом реализация проекта «Почемучки» позволила:
- Обогатить предметно развивающую среду с точки зрения развития познавательных интересов на основе детского экспериментирования .
- У детей сформировались устойчивые интересы по поиску информации на основе различных источников.
- Изменился характер вопросов – из простых констатирующих, вопросы превратились в поисковые. Детская любознательность моих детей не знает границ.
- Родители сделать союзниками и помощниками в образовательном процессе.
Заключительным мероприятием по результатам реализации проекта, проведение совместного праздника «Шоу маленьких волшебников». Участвуют родители, дети, воспитатель, музыкальный руководитель, администрация детского сада
Практическая реализация проекта
Циклограмма
Мероприятия | Результат за месяц | |
Октябрь – Песок и глина
| ||
Опыт № 1. «Песчаный конус». Опыт№ 2. Из чего состоят песок и глина? Опыт№ 3. Проходит ли вода через песок и глину? | Изготовление карточек по экспериментированию. Создание картотеки экспериментов .Выставка зарисовок по экспериментированию с родителями дома. | |
Ноябрь Вещество. Камни | ||
Опыт № 4. Какими бывают камни. Определение характера поверхности. Рассматривание камней через лупу. Опыт№ 5. Тонут ли камни в воде? Опыт№ 7.Могут ли камни менять цвет? | Изготовление альбома «Экспериментируем» с поэтапным выполнением экспериментов. Выставка зарисовок опытов в д/с | |
Декабрь – Вещество. Воздух и его свойства | ||
Опыт№ 8 «Знакомство со свойствами воздуха» Опыт№ 9 «Сухой из воды» Опыт№10 «Сколько весит воздух?» Опыт№11 «Воздух всегда в движении» | Создание картотеки игр | |
Январь - Вещество Вода и ее свойства | ||
Опыт№12 «Превращение капельки» Опыт№13 «Куда исчезла вода?» Опыт№14 «Разная вода» Опыт№15 «Круговорот воды в природе» | Изготовление с родителями схемы круговорота воды в природе Изготовление альбома «Почемучки» | |
Февраль - Магнит | ||
Опыт№16 «Притягивает – не притягивает» Опыт№17 «Действует ли магнит с другими материалами» Игра - опыт№18 «Не замочив рук» | Выставка зарисовок экспериментов в д/с Изготовление приборов для опытов самими родителями. | |
Март – Свойства материалов | ||
Опыт№19 «Родственники стекла» Опыт№20 «Мир бумаги» Опыт№21 «Мир ткани» Опыт№22 «Мир дерева» | Изготовление альбома «Разновидности бумаги». Изготовление альбома «Разновидность ткани» | |
Апрель – Растения | ||
Опыт№23 «Нужен ли корням воздух?» Опыт№24 «Растения пьют воду» Опыт№25 «Как сделать радугу дома» Опыт№26 «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» | Изготовление схем «Что сначала и что потом» Зарисовка опытов | |
Май - Почва | ||
Опыт№27 «Из чего состоит почва» Опыт№28 «Показать - что в почве есть…» Опыт№29 «Отчего почва загрязняется» Опыт№30 Соблюдение правил на отдыхе. | праздник «Шоу маленьких волшебников |
Литература
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Интернет ресурсы