Проект "Почемучки"
проект (старшая группа) на тему

Людмила Геннадьевна Кузьмина

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_-_pochemuchki.docx267.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31» Асбестовского городского округа

Педагогический проект C:\Users\user\Desktop\фото конкурс\опыты.jpg 

        Воспитатель:

Кузьмина Людмила Геннадьевна

1 категория

Проект «Почемучки»

   Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства   не дать ребенку устать от обучения (Творчески).  Современные дети используют  различные  источники информации ,проявляют интерес к различным  видам деятельности ,проявляют интерес к исследовательской деятельности.

    Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности.

. Работая с детьми 33 года, я пришла к выводу ,что обеспечение качества образовательной работы  с детьми невозможно без реализации инновационных технологий. Изучив  большое количество существующих  технологий , я остановила свой выбор на проектном методе. В 2016 году я разработала и реализовала  проект по экспериментальной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки».

  Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей . Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности в старшей группе»

Творческое название проекта: «Почемучки»

Цели проекта:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Длительность: октябрь 2016- май 2017 года ( долгосрочный )

Ожидаемый результат относительно детей

У дошкольников  развиваются умения:

  • активно познавать окружающий мир;
  • действовать согласно алгоритма познания;
  • применять разные способы детского экспериментирования;
  • ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
  • доказательно объяснять полученный результат;
  • формируются предпосылки учебной деятельности

У родителей повышается компетентность в вопросах детского

экспериментирования.

Предъявление результатов родителям

  1. Экскурсия по познавательно-экспериментальному центру группы – воспитатель для родителей
  2. Опыты родителей и детей
  3. Выставка зарисовок опытов

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  2. Подбор для занятий:

-        практические (опыты, эксперименты);

-        наглядные (модели, схемы и т.д.);

-        словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово)

Основной этап:

  1. Планирование занятий на период с октября по май 2016 – 2017 года.
  2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 30 приложение.      
  3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
  4. Заключительный этап:
  1. Сформировать картотеку по экспериментам.
  2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.

Структура проведения экспериментирования:

-постановка проблемы;

-поиск путей решения проблемы;

-проведение наблюдения;

-обсуждение увиденных результатов;

-формулировка выводов.

C:\Users\user\Desktop\IMG_20160921_132743.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG_20160921_132641.jpg

            

                                   

Заключительная часть

Таким образом реализация проекта  «Почемучки» позволила:

  1. Обогатить предметно развивающую среду с точки зрения развития познавательных интересов на основе детского экспериментирования .
  2. У детей сформировались устойчивые интересы по поиску информации на основе различных источников.
  3. Изменился характер вопросов – из простых констатирующих, вопросы превратились в поисковые. Детская любознательность моих детей не знает границ.
  4. Родители сделать союзниками и помощниками  в образовательном процессе.

Заключительным мероприятием по результатам реализации проекта, проведение совместного праздника «Шоу маленьких волшебников». Участвуют родители, дети, воспитатель, музыкальный руководитель, администрация детского сада

Практическая реализация проекта

Циклограмма

        Мероприятия

Результат за месяц

Октябрь – Песок и глина

 

Опыт № 1. «Песчаный конус».

Опыт№ 2. Из чего состоят песок и глина?

Опыт№ 3. Проходит ли вода через песок и глину?

Изготовление карточек по экспериментированию.

Создание картотеки экспериментов

.Выставка зарисовок по экспериментированию с родителями дома.

Ноябрь Вещество. Камни

Опыт № 4. Какими бывают камни.  Определение характера поверхности. Рассматривание камней через лупу.

Опыт№ 5. Тонут ли камни в воде?
Опыт№ 6. Живые камни.

Опыт№ 7.Могут ли камни менять цвет?

Изготовление альбома «Экспериментируем» с поэтапным выполнением экспериментов.

Выставка зарисовок опытов в д/с

Декабрь – Вещество. Воздух и его свойства

Опыт№ 8 «Знакомство со свойствами воздуха»

Опыт№ 9 «Сухой из воды»

Опыт№10 «Сколько весит воздух?»

Опыт№11 «Воздух всегда в движении»

Создание картотеки игр

Январь - Вещество Вода и ее свойства

Опыт№12 «Превращение капельки»

Опыт№13 «Куда исчезла вода?»

Опыт№14 «Разная вода»

Опыт№15 «Круговорот воды в природе»

Изготовление с родителями схемы круговорота воды в природе

Изготовление альбома  «Почемучки»

Февраль - Магнит

Опыт№16 «Притягивает – не притягивает»

Опыт№17 «Действует ли магнит с другими материалами»

Игра - опыт№18 «Не замочив рук»

Выставка зарисовок экспериментов в д/с

Изготовление приборов для опытов самими родителями.

Март – Свойства материалов

Опыт№19 «Родственники стекла»

Опыт№20 «Мир бумаги»

Опыт№21 «Мир ткани»

Опыт№22 «Мир дерева»

Изготовление альбома «Разновидности бумаги».

Изготовление альбома «Разновидность ткани»

Апрель – Растения

Опыт№23 «Нужен ли корням воздух?»

Опыт№24 «Растения пьют воду»

Опыт№25 «Как сделать радугу дома»

Опыт№26 «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Изготовление схем «Что сначала и что потом»

Зарисовка опытов

Май - Почва

Опыт№27 «Из чего состоит почва»

Опыт№28 «Показать - что в почве есть…»

Опыт№29 «Отчего почва загрязняется»

Опыт№30 Соблюдение правил на отдыхе.

праздник «Шоу маленьких волшебников

Литература

Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

 Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Интернет ресурсы