"Скоро в школу. Типичные заблуждения родителей о готовности ребенка к школьному обучению"
консультация на тему

Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Скоро в школу. Типичные заблуждения родителей о готовности ребенка к школьному обучению»

Мама подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна. У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме, и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно. То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи.

Уж сколько раз твердили миру, что всему свое время. Можно      вырастить клубнику в декабре, но она не будет такой ароматной и сладкой, как в июне. Можно выучить с ребенком все буквы уже в 2-3 года, но очень часто это происходит в ущерб другим качествам ребенка. К сожалению, это мы заметим гораздо позже, когда ребенок уже подрастет и изменить что-то будет практически невозможно.

Любое знание должно приходить тогда, когда ребенок уже готов его принять и сможет им воспользоваться.

Очень хорошо, если ребенок идет в школу уже читающим, но это не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок хотел идти в школу, учиться, узнавать что-то новое и был готов РАБОТАТЬ.

Да, не удивляйтесь, именно работать. Ведь школа - это не развлечение, а работа. И уроки не всегда будут интересными, основная часть урока - это работа. Прописать одинаковые палочки в тетради или буквы - работа, рисовать то, что сказал учитель, а не то, что хочется - работа, даже не уроке физкультуры надо делать так, как говорит учитель, а не просто играть или бегать. И всему этому ребенок учится, когда играет со сверстниками и родителями, дома во время выполнения каких-то домашних дел. Перед школой ребенку надо играть! Ведь только в игре формируются необходимые для развития личности качества.

Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением балета, детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: ходить в обсерваторию, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.

Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?

Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

  • Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.
  • Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.
  • Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Не уходите от проблем вашего ребенка, они не решаются сами по себе, и не откладывайте в долгий ящик. Решайте их сейчас, пока у вас есть время.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). 

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.

2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать) и решать простые задачки для своего возраста. 

3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 

4. Знать буквы алфавита.

Должен понимать и осознавать разницу между буквами и звуками, гласными и согласными. Читать предложения, состоящие из 4-5, и понимать прочитанное; описать все, что он видит на картинке, находить отличия между двумя картинками и выделять общие свойства для групп предметов;

Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина, написать на цветном песке и т.п. (чтобы малыш мог изучить форму буквы).

5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.  

Пересказывать небольшие стихотворения из 5-6 строк. Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.

7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.  

8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.  

Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, фамилию, имя и отчество свои и своих родителей, имел базовые знания о правилах дорожного движения, пользоваться ножницами, самостоятельно делать простые аппликации, правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур.


Литература

  1. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

Интернет источники

  1. http://womanadvice.ru/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-sovety-roditelyam#ixzz4OZmLlnCS
  2. http://chitalochka-ru-ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Уважаемые родители!  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Практически, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо: и учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни ...

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

В данной памятке Вы найдете информацию о том, что такое "Психологическая готовность к школьному обучению", ее компоненты и способы подготовки ребенка к школе....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"....

Рекомендации для родителей по готовности ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника....

Консультация для родителей "Проверяем готовность ребенка к школьному обучению"

В консультации даны рекомендации для родителей как проверить готовность к школе у ребенка....

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету,  и не покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем помо...