Консультация на тему: «Развитие психики ребенка».
консультация (старшая группа) на тему
В консультации раскрываются моменты развития психики подрастающего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_psih._rebenka.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития №8 «Зоряночка».
Консультация на тему: «Развитие психики ребенка».
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Гончарова Татьяна Григорьевна
г. Ессентуки 2016г.
Развитие психики ребенка.
Все мы родом из детства.
Антуан де Сент–Экзюпери
Самое удивительное – это развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят грандиозные изменения в психике ребенка. Из самого беспомощного на свете существа, неспособного самостоятельно удовлетворить элементарные потребности, ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы и общества, становится активной преображающей силой окружающей действительности.
Жизненный путь личности начинается с семьи. Родители нередко думают, что для правильного семейного воспитания достаточно здравого смысла, интуиции да опыта, который сами взрослые приобрели, когда были детьми. Чтобы управлять процессом воспитания, необходимо познакомиться с важной наукой, которая называется детская психология.
У детей качественно своеобразный внутренний мир, что, как об этом прекрасно писал Л. Толстой, «счастливая невозвратимая пора детства» - это пора, наполненная такими могучими впечатлениями, такими стремлениями, чье влияние человек испытывает потом всю жизнь. Крупнейший детский психолог из Швейцарии Ж.Пиаже проводил исследования развития детского познания, которые на первый взгляд могут показаться слишком уж простыми и обыденными. Психолог просто беседует с ребенком об окружающем мире, пространстве и времени, движении и количестве, о человеческих делах и поступках. Или показывает ему всякие простые вещи и просит их сравнить…
Множество кропотливых наблюдений и простых, но убедительных экспериментов позволили Пиаже открыть важные законы развития человеческого мышления. И может быть, важнейший из них можно сформулировать так: сначала было дело! Наши умственные действия и операции не даны нам в готовом виде. Они формируются в процессе практических действий ребенка с предметами.
Советские психологи показали, что при специальном обучении дети способны давать правильные ответы. Как образно выразился один из первых советских детских психологов Л.С.Выгодский, обучение ведет за собой развитие, а не плетется у него в хвосте.
Возрастные периоды развития психики ребенка. История детства тоже имеет свои законы, свои эпохи, стадии, кризисы и даже «возрастные революции». По словам Выгодского развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением в строении личности ребенка.
Классическая триада: детство, отрочество и юность – в науке расшифровывается в более подробной периодизации: период новорожденности – от момента рождения до одного – двух месяцев; младенчество - первый год жизни; раннее детство - второй и третий годы жизни; дошкольное детство – от трех до семи лет; младший школьный возраст – от семи до десяти - одиннадцати лет; подростковый возраст - от одиннадцати - двенадцати до четырнадцати- пятнадцати лет; ранняя юность - до семнадцати лет.
В чем же проявляется «кризис» при переходе от одного возраста к другому? Ребенок, который до этого был спокойным и покладистым, «вдруг» начинает бунтовать. Чего же он хочет? В разные эпохи, в разные периоды детства – разного. Но разница эта относительна, и все «возрастные революции» кое в чем похожи друг на друга.
Впервые дети начинают, по выражению взрослых, «показывать характер» при переходе от младенчества к раннему возрасту. Когда «демонстрант» отпраздновал двенадцатимесячный юбилей своего существования.
Примерно к году ребенок уже обретает кое-какую самостоятельность – начинает ходить, познает сложный мир предметов, вступает в разнообразные отношения с взрослыми. Особенно резко повышается стремление к общению с ними. А вот средств для такого общения и не хватает – еще не сформировалась, не развилась речь. Создается впечатление, что ребенок в состоянии сказать больше, чем способен выразить. Да и то, что он говорит, взрослые не всегда понимают. Порой нужен « переводчик». Люди говорят на разных языках, а это, как известно, часто вызывает конфликты. Благодаря этому противоречию в развитии психики происходит поистине великое событие: дети усваивают язык, овладевают речью. Противоречие разрешается. До поры до времени. А именно, до первой серьезной «революции», которая назревает к концу третьего года жизни. Человек прожил три года. Много ли мало? Действительно, маленький человек о себе уже говорит «я», да и вообще он говорит! Говорит много, охотно, правильно… Он прекрасно двигается, многое умеет делать, он основательно отделился от взрослого. Он, по выражению французского психолога Р. Заззо, не только давно умеет любить и бояться, но и силой, свойственной слабым, с гневом и капризами упорно проявляет свою личность, демонстрирует, на что он способен.
Для того чтобы понять, вошел ли ребенок в эпоху своего детства, не обязательно смотреть в метрики. У этого возраста есть свой пароль - любимое выражение ребенка здесь «Я сам!». На что взрослые отвечают не менее традиционным: «Нельзя!»
Стороны вступают в неравный бой, где победа взрослых над стремлением к самостоятельности равна их педагогическому поражению: при выходе либо безвольный и малоинициативный слюнтяй, либо упрямый и жестокий самодур…
Но чаще всего взрослые находят правильные пути, когда жажда самостоятельности удовлетворяется без взрывов и бунтов. Чтобы революция прошла мирным путем, взрослые должны быть хорошими стратегами и тактиками. Без последствий при этих условиях может обойтись и следующий возрастной кризис, который назревает при переходе к подростковому возрасту. Этот период называют переходным. Совершается переход от детства к взрослости. Главное стремление подростка заключается в том, что они хотят быть и считаться взрослыми.
Зададим себе, возможно, праздный вопрос: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век тратить десяток первых лет на игры. На доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг : «Играйте же дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»?
Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый качественно своеобразный период существования живых существ- это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически нет детства. Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Д.Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник - ролевая игра – связаны с уровнем развития производительных сил общества.
Почему нельзя стать хорошим фигуристом или артистом балета, если не приступить к обучению с дошкольного возраста? Почему двухлетний ребенок легко усваивает любой язык, а люди постарше после нескольких лет штудирования иностранного не могут блеснуть его свободным владением?
Все дело в том, что психологическое развитие не протекает плавно и равномерно. В определенные периоды жизни человек особенно чувствителен к определенным педагогическим воздействиям или, как говорят психологи, сензитивен к ним. Например, во второй и третий годы жизни человек молниеностно овладевает языком именно потому, что в этот период он сензитивен к лингвистическим явлениям. Каких успехов могли бы достичь люди, если бы ученые разгадали тайну основных сензитивных периодов, если бы родители и педагоги точно знали, когда чему следует учить! Но это дело будущего, а пока нередко упускается золотое время и возможности к творческому развитию не реализуются. Происходит то, что ученые обозначили страшноватым термином – НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Необратимое – вот что ужасно.
Почти в первые дни жизни среди людей маленький человек начинает испытывать не только потребность в пище, в воздухе, и движениях. Его мозг испытывает могучую потребность в новых впечатлениях в новой информации. Есть специальные исследования, в которых доказывается, что, если ребенку недостает новых впечатлений, то мозг развивается плохо, ребенок может даже заболеть. Ему надо на что-то смотреть, что-то слушать, к чему-то прикасаться – и все эти первые сведения об окружающем мире доставляют ему взрослые и в первую очередь, конечно, мать.
Из того, что главную роль в формировании личности и характера человека играет воспитание, вовсе не следует, что сам подрастающий человек пассивен, что он всего лишь объект внешних воздействий и не зависящей от его воли наследственности. Напротив, одной из основных задач воспитания является как раз выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самоусовершенствованию. Уже дошкольники задумываются над тем, «что такое хорошо и что такое плохо» и принимают историческое решение. Задача «создания самого себя» особенно важна в наше время, когда отмечается процесс ускорения развития детей, так называемая «акселерация».
Сам термин образован от латинского слова acceleratio, что означает «ускорение». Акселерация охватила весь земной шар: она отмечается в самых различных климатических зонах планеты, во всех национальных и социальных группах населения, при разнообразных условиях развития и воспитания детей. Сильнее всего выражена акселерация в больших городах, несколько ниже – в средних и маленьких и еще меньше – в сельской местности.
По поводу причины акселерации высказано немало гипотез: полагают, что дети сейчас часто бывают на солнце, лучше питаются и больше принимают в пищу витаминов, все больше подвергаются раздражающему темпу современной жизни, чаще смотрят телевизор, кино, используют компьютер, современный телефон. В качестве причины акселерации упоминают также улучшение медицинского обслуживания, повышение фона радиации Земли и т.д. Но как бы там ни было, это явление существует и создает серьезные проблемы. Прежде всего, возникает вопрос, ускоряются ли темпы психического и нравственного развития? Становятся ли дети не только выше и крупнее, но и умнее, добрее, честнее?
Есть некоторые основания считать, что интеллектуальное развитие детей также несколько ускорилось, правда, далеко не в таких пропорциях, как физическое. Дети стали больше знать, чем их родители в этом же возрасте. Это и неудивительно: ведь все наше общество продвинулось вперед, семья стала несравненно более культурной. Дети буквально купаются в потоке новой информации. Правда, надо иметь в виду, что само по себе количество знаний, которыми располагает ребенок, не определяет уровень его умственного развития. Нередко совсем взрослые с виду подростки обнаруживают невысокий уровень его умственного развития. Как говорится, и «глупые», и «умные» могут быть и добрыми, и честными, и трудолюбивыми. А могут быть жестокими, лживыми, ленивыми. Это зависит не только от понимания моральных норм, но и от того, насколько эти нормы стали потребностью человека, его привычкой. А это, в свою очередь, зависит от воспитания и собственного нравственного опыта, от активности нравственной позиции юношей и девушек. Моральные понятия чаще всего усваиваются в повседневной жизни, в практике общения с другими людьми, в ходе анализа собственного поведения и поступков других людей, знакомства с художественными произведениями, фильмами и т.д.
Иными словами, человек, родившись, уже представляет собой индивидуальность, но пока что еще не личность. Человек становится личностью, а не рождается ею. Ведь говорят же : «уважение к личности ребенка». Противоречие? Только на первый взгляд. А.Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды. В первый раз, наверное, это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!» Второй раз, когда по выражению А.Н.Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае, к этому надо стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Консультация «Влияние развода на психику ребенка»
Развод - это очень больно, страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все с...
Консультация "Влияние музыки на психику ребенка"
Музыка влияет на психологическое состояние человека путем воздействия на нервные клетки. Американские психологи изучили, как та или иная музыка влияет на человеческую психику. Они сделали вывод, ...
Консультация для родителей "Роль дневного сна в конструктивном развитии психики ребенка-дошкольника"
Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого су...
Консультация "Влияние музыки на психику ребенка
Консультация "Влияние музыки на психику ребенка" для семей воспитанников...
Консультация для родителей "Роль дневного сна в конструктивном развитии психики ребенка-дошкольника"
Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого су...