Возрастные особенности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Зеленкова Елена Владимировна

Знание психологических возрастных особенностей необходимо каждому педагогу!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные психологический особенности детей 2-3 лет

  • Дети этого возраста эмоциональны. Однако эмоции непостоянны, малыш легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое. Поэтому в сложной ситуации важно переключить внимание ребенка на другую деятельность.
  • Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога в детском саду, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
  • Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
  • Дети играют «рядом, но не вместе». Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
  • Детям 2-3 лет присуще наглядно-действенное мышление. Их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата и интересна окружающая среда. Она должна быть разнообразна и содержательна, чтобы ребенок мог  исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
  • Общая моторика: учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге, сидеть на корточках, спрыгивать с нижней ступеньки. Малыш учится аккуратно открывать ящик, не опрокидывая его содержимое, складывать вещи на место.
    С интересом играет с песком и глиной. Учится красить пальчиковыми красками, восковыми карандашами и гуашью. Проявляет интерес к нанизыванию бус, собиранию пирамидки и т.п.
  • Речь находится на стадии формирования. Поэтому в этот период особенно важно с малышом разговаривать как можно больше, проговаривать все действия, которые вы совершаете. Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, доступна для понимания ребенка этого возраста, наполнена    
  • Внимание, мышление, память - непроизвольны.  В этом возрасте важно многие вещи проговаривать несколько раз, читать одни и те же книги многократно и т.п. Речь и мышление взаимосвязаны, эти два процесса имеют двусторонне влияние.  Необходимо задавать вопросы о том, что малыш делает, во что играл, что ел и др. Вопросы должны быть связаны с практическим опытом ребенка, реальной жизнью. Тем самым концентрируется внимание малыша, становиться более устойчивым и тренируется память.

Родители должны помнить, что:

  1. Очень важно проявлять любовь, ласкать и хвалить ребенка.
  2. В то же время, обязательно установите ему рамки, границы дозволенного: если что-то нельзя, то нельзя никогда. И эти требования должны быть едины в семье.
  3. Для правильного воспитания детей в 2-3 года нужно соблюдать режим – это хорошо дисциплинирует малыша, а также нервная система ребенка будет более сохранна.
  4. Позволяйте малышу активно познавать мир, пробовать и ошибаться, но учитывайте физиологические особенности этого возраста и следите, чтобы ребенок не получил травму.
  5. Очень важна после двух лет адаптация в окружающем мире, учите малыша общаться с ровесниками. Научите его делиться игрушкой, меняться, вежливо просить.
  6. Не ущемляйте ребенка, не бейте и не оскорбляйте его. Он личность, просто ещё очень маленькая.
  7. Старайтесь поменьше произносить слово «нет», вместо этого предложите малышу выбор, а если это невозможно, на доступном ему языке объясните причину запрета.
  8. Приучайте малыша к самостоятельности и порядку: самостоятельно одеваться и раздеваться, есть, ходить в туалет, складывать на место игрушки. Это придаст ему больше уверенности в собственных силах и создаст положительный эмоциональный фон.

Игры для развития вашего ребенка:

Знакомство с окружающей средой.

Гуляя по парку или просто на улице, всегда обращайте внимание ребенка на что-то новое и интересное, для старых знакомых понятий открывайте новые качества. Например, не просто «Смотри какая ёлочка», а «Сама ёлочка зеленая, потрогай какие иголки на веточках, они колючие».

Что в мешочке?

Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть руку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке, не вынимая руки из мешочка.

Строитель.

Учите ребенка не просто строить башенки из кубиков, а делать первые не сложные постройки – домики, ворота, гаражи для машин.

Педагог-психолог Зеленкова Е.В.



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

Особенности развития мозговых структур

Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное) полушарие, усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове. Поэтому важно в этот период времени получать как можно больше ярких ощущений опытном путём, расширяя представления ребенка об окружающем мире.

Так же  необходимо отметить, что активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка:

  • Бег
  • прыжки на двух и на одной ноге
  •  умение пройти по дощечке
  •  переступить через палочку
  •  управление пальчиками.

Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.

Познавательные процессы ребенка

Внимание и память непроизвольны: происходит концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Делайте акценты на том, что у ребенка получилось, что он сделать правильно, подчеркните важные его открытия, обсудите с ним полученный ребенком опыт.

Восприятие.  В этот период использование простых сенсорных эталонов поможет закрепить элементарные формы, цвет. Это заложит основу элементарных математических представлений у ребенка.

Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи. Беседуёте с ребенком, путь ваша речь будет не только эмоционально окрашена, но и наполнена прилагательными, речевыми оборотами. Читайте книги: стихотворения, сказки, рассказы. Вы приятно удивитесь, когда ребенок сам начнёт использовать в своей речи слова-связки, выстраивать сложные предложения.

Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Ребенок сравнивает все, что их окружает, в процессе делает выводы о природе и быте человека. Ребенок старается самостоятельно объяснить то, что происходит вокруг.  Ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации. Объясняя ребенку что-то новое опирайтесь на реальный опыт малыша или рассмотрите это на наглядном материале, картинке, предмете.

Игра ребенка.

 Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты  с одной-двумя ролями.

 

Личность ребенка

Завершается кризис 3 лет. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице. Раньше ребенок говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Миша упал». 

Теперь ребенок входит в социум как один из  членов нашего общества, становится частью этого мира и его роль не является управляющей, и у него даже появляются уже свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки).

Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать. В этом и проявляется кризис, он хочет как взрослые, но ещё не может. От этого возникают отрицательные эмоции, капризы и протесты у детей. Так же протест является проявление яркой позицией ребенка, он хочет равноправия.

Задачи взрослого в этот период:

  • Предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, этим вы поддержите  у ребенка новое представление о себе, заложит основы хорошей самооценки ребенка
  •  Постараться дать ребёнку возможность реализовать его намерения: «Я хочу» и «Я буду». Тем самым вы поддержите его самостоятельность, приучите к элементарным навыкам самообслуживания, заложите понятия взаимопомощи и взаимовыручки.
  • Постарайтесь реагировать спокойно на отрицательные реакции ребенка. Попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку вы видели  на прогулке.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Тем самым нервная система малыша не перевозбудится.
  • Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно. Желательно подчеркивать, какой он уже большой.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог!

Педагог-психолог Зеленкова Е.В.



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ

Анатомо-физиологические особенности

Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см.  По средним данным, рост ребенка 5 лет составляет около 106-107 см, а масса тела 17-18 кг.

        Каждый возрастной этап характеризуется разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение 6 года жизни быстро увеличиваются длина конечностей тела, ширина таза и плеч у детей обоих полов.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка.

  • Скелетная мускулатура всего тела активно формируется и растет,

Сохраняются хрящевые зоны в области черепа, головной мозг активно растет;  не заканчивается рост и окостенение носовой перегородки. Позвоночный столб ребенка 5-6 лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Сухожилья и связки слабо развиты.  

В этот период необходимо следить за посильной нагрузкой во время выполнения детьми трудовых поручений взрослого и на занятиях физкультурой.  

  •  К 6 годам у ребенка хорошо развиты

крупные мышцы туловища и конечностей, но слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

 Необходимо развивать мелкую моторику рук: рисовать, лепить, научиться вязать, вышивать и т.п.         

Развитие психических процессов

В старшем возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной задачей, а не игровой. Появляется желание овладевать знаниями, показать свои умения, сообразительность.  Активно развиваются все психические процессы.

Взрослому необходимо поддерживать интерес к знаниям ребенка, вместе с ребенком расширять его кругозор, поддерживать инициативу и стремление к самостоятельности.

Восприятие 

Ребенок различает и называет основные цвета и их оттенки, выделяет форму предметов, знает: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Различает предметы по величине, выстраивает по принципу иерархии.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на цветовую гамму того или иного времени года, играйте в ассоциации форм, цветов и эмоций. В творческой деятельности: смешивайте цвета, угадывайте их оттенки.

Внимание

Возраст 5-6 лет - возраст устойчивого внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Ребенок лучше контролирует свои желания, может достаточно долго заниматься  одним делом.

        Давайте ребенку небольшие поручения, следите за тем, чтобы ребенок доделал их до конца. Играйте с детьми в настольные игры, где нужно прийти к определенному результату, следуя определенным правилам: шахматы, шашки, игры на развитие логического мышления; играйте в невербальные игры «Крокодил», «Мафия» пр., показывайте друг другу фокусы и т.д.

Память 

В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен запомнить 5-6 объектов (слов) как при помощи картинки, так и на слух.

Если ребенок испытывает затруднения: поиграйте с ребенком в игры на слуховое и зрительное восприятие, игры на развитие памяти. Игры: «Пексесо», «Найди среди других предметов», «Горячо-холодно», «Слова», «Вам барышня прислала кусочек одеяла..», разучивание стихотворений, пересказ прочитанного текста и пр.

Мышление

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу на наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Развиваются мыслительные операции обобщение и классификация.

Игры на развитие этих мыслительных операций: «Лото», «Домино», настольные игры на логику и мышление, «Найди лишнее», «Магический квадрат» и пр.

Воображение

Фантазия ребенка в этом возрасте яркая и интенсивная. Яркость воображения проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Ребенок детально продумывает ход игры и сюжет, распределяет роли, эмоции во время игры приближены к реальным событиям его жизни и окрашены собственными переживаниями.

В жизни ребенка эмоциональная сфера играет важную роль, развитие эмоций и воображения очень важно в этот период. Читая сказки на ночь, беседуя и фантазируя с ребенком, развивается эта сфера. Проявите творческий подход в развитие воображения ребенка.

 Речь

Продолжает совершенствоваться речь, звуки становятся на свои места. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается  фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь.

При возникновении сложностей и проблем в речевом развитии необходимо обратиться к логопеду.

 

Уважаемые родители,

будьте внимательны к своим детям и терпеливы,

наблюдайте за развитием своих детей и мягко направляете их,

развивайте своих детей и учитесь вместе с ними. 

Педагог-психолог Зеленкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...