«Повлияем на мотивацию к деятельности вместе! (о сотрудничестве педагогов и родителей)»
статья (подготовительная группа) на тему

Перевалова Ирина Дмитриевна

 

Мотивация к деятельности у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povliyaem_na_motivatsiyu_k_deyatelnosti_vmeste.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Повлияем на мотивацию к деятельности вместе!

(о сотрудничестве педагогов и родителей)»

Перевалова И.Д., старший воспитатель

Мотивация к деятельности у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Мотивация - внутренние и внешние движущие силы, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

  • обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
  • неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
  • неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.

Наблюдения за детьми в детском саду, рассказы родителей, свидетельствуют о том, что дети с разной степенью удовольствия и заинтересованности занимаются разными видами деятельности – кто-то не любит и не приучен к   элементарному бытовому труду (убирать за собой игрушки), кто-то не любит рисовать, кто-то готов часами смотреть мультфильмы и не любит когда ему читают книги.

Но каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был разносторонне развит, хорошо воспитан, трудолюбив. И каждый родитель помнит, что не за горами  - школа и учебная деятельность, которая в отличие от игровой деятельности в детском саду – обязательна и ответственна.

 Часто от учителей мы слышим, что ребенок не хочет учиться, способный, а лениться, нет стремления к учебе. Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:

  • отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;
  • школьная дезадаптация;
  • угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
  • нежелание идти в школу;
  • негативные межличностные отношения;
  • неврозы.

Давайте перекинем мостик в дошкольное детство – не здесь ли кроется основа данной проблемы? И всё ли мы как педагоги  и родители сделали, чтобы наши дети были мотивированы на деятельность?

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:

  1. улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
  2. стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  3. формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  4. создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
  5. обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. 

 Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

 Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

 Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать.

Выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке» (младший и средний дошкольный возраст),  ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь ей может только ваш ребенок.

 2. Вы спрашиваете, согласен  ли он помочь игрушке.

 3. Вы предлагаете научить делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересует ребенка.

 4.  Игрушка оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит.

 6. По окончании работы желательно, чтобы игрушка «поиграла» с ребенком.

 При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Пример: - Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» (старший возраст). Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете ребенку, что собираетесь смастерить что - либо и просите помочь Вам. Интересуетесь, как ребенок может это сделать (ребёнку даётся посильное задание). В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли вы вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

 Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

 Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией...

«Повлияем на мотивацию к деятельности вместе! (о сотрудничестве педагогов и родителей)»

laquo;Повлияем на мотивацию к деятельности вместе! (о сотрудничестве педагогов и родителей)»...

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...

Мастер-класс для родителей "Повлияем на мотивацию к школе вместе"

Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современности.Для формирования положительного отношения к школе мы проведем мастер-клас...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника....