Воспитание доброты к природе
консультация (старшая группа) на тему

Румянцева Ирина Анатольевна

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rod.sobr_.vospitanie_dobroty_k_prirode.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная «ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ»

*Трудно привести к добру

нравоучениями — легко примером. Сенека 

*Против всего можно устоять, но не против

доброты. Ж.Ж. Руссо

Цель: Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи:

1. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь.

2. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

3. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа:

*Анкетирование «О способах воспитания» (пр. №1).

*Беседа с детьми о добрых делах (пр. №2).

*Чтение рассказов (выставка книг).

*Разучивание стихов (пр. №3).

*Знакомство с пословицами, поговорками о значении добрых дел в жизни человека (пр. №4).

*Совместное рисование на тему: «Что такое доброта».

*Просмотр непрерывной образовательной деятельности в контексте познавательного развития на тему: «Моё любимое животное».

Оформление группы:

1. Советы М. Монтессори о воспитании детей:

«Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений».

«Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным».

«Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому».

2. Выставка книг: - Н. Носов «Огурцы». - Н. Купин «Хорошо или плохо». - В. Осеева «Синие листья». - Э. Мошковская «Вежливое слово». - А. Барто «Вовка – добрая душа» и т.д.

3. Музыкальное приложение: фонограмма "Дорогою добра" М.Минкова

СЛАЙД 1 «ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ»

СЛАЙД 2

-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют.

-Мы живем с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизор забиты фильмами об убийстве, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, (так как семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребенка), а уж потом педагогов. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе.

- С целью активизации родительского внимания к этой теме решили провести родительское собрание «Воспитываем добротой».

-В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

СЛАЙД 3, 4

-Что такое доброта? (высказывания родителей)

«Доброта» — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим, — говорится в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику — значит, быть добрым человеком.

Доброта и доброжелательность - эти два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. В одной из педагогических заповедей В.А. Сухомлинский говорил, что первые прикосновения ума и чувств ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми.

 

СЛАЙД 5

Доброта и еще раз доброта — это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку радость взаимопонимания. «Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди», — писал В.А.Сухомлинский.

Доброта делает человека воспитанным. «Смелые — всегда добрые», — эти мудрые слова А.М. Горького еще раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен быть добрым.

Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ.

-Да, добру надо учить!

СЛАЙД 6

-Как Вы думаете, что значит, учить детей добру? Как этому учить?

«Доброте нужно учить с детства».

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания и сопереживания в горе, беде, умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.

-Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими — это важное условие воспитания доброты.

-Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.

-Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы березы, во всем этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое — значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.

-Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Непреложная истина: хорошо воспитать ребенка — значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать ее во имя будущего.

-Любовь к Родине — великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы. С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

СЛАЙД 7

-Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о добре. «За добро добром платят», «Делай другому добро – будешь сам без беды», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Добрый человек в добре живет век», «Жизнь дана на добрые дела», «Добро сеять, добро и пожинать».

СЛАЙД 8

-Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты (анализ анкет).

А) методы воспитания детей выбраны неправильно

Б) стоит задуматься о воспитании ребёнка

В) В вашей жизни с ребёнком всё в порядке, в семье гармония и взаимопонимание. (см. приложение 1)

СЛАЙД 9 «Кодекс доброго родителя».

-Научить любви к живому — значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе. Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребенка, где ребенок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребенок стремится утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.

-Есть мнение, что если ребенок любим и обласкан родителями и близкими, то он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так. Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста.

-С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.

-Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.

-В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.

-Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.

-Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.

-Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.

-С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.

-Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге. Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать им.

СЛАЙД 10 «Любите братьев наших меньших».

-Поэтому еще раз обращаем ваше внимание на роль семьи в воспитании ребенка. Да, это очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

-Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если Вы твердо знаете, что не возьмете его осенью в свою московскую квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к домашнему теплу животное, которое успело подружиться с ребенком. Помимо отрицательных сторон этого поступка это еще и урок вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ребенку. Поступая так, вы даете повод ребенку вести себя по отношению к природе безответственно полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев. Результаты такого поведения сегодня уже налицо.

-Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе. Писатель Ю. Яковлев говорил: «Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтоб собака сделала человека лучше, добрей. Я хочу, чтоб собака сослужила ему еще одну добрую службу — помогла разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому».

К.Г. Паустовский писал: «Единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью».

СЛАЙД 11 Экологические ситуации

-Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, ребята нашли в лесу маленького ежика и принесли его домой.

-Хорошо ли это для ежа? (высказывания родителей) Да, человек не сможет выкормить ежика, и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто, кроме родителей, не создаст им условий для роста и развития. Ежика надо отпустить.

-Научившись сочувствовать животными и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

-Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным дело родителей.

Презентация рисунков «Что такое доброта».

СЛАЙД 12 Экологическая викторина.

Заключительная часть.

-Подошел к  концу наш разговор. Сейчас вы поспешите домой. Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, взаимопонимании, конечно о терпимости… Удачи! До новых встреч! 

Литература:

*Зверева О.Л. Родительское собрание в детском саду.

*Зенина Т.Н. «Родительское собрание в детском саду».

Приложение 1.

Анкета «О способах воспитания»

1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. да, часто.

Б. нет, изредка.

В. никогда.

2. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. да, часто.

Б. бывает, но в крайних ситуациях.

В. не знаю о таких случаях.

3. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. никак не реагирует.

Б. агрессивно.

В. старается исправить ситуацию.

4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажем?

А. нет

Б. отчасти.

В. да.

5. Под влиянием, каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. угрозы физического наказания.

Б. обещания подарков за хорошее поведение

В.  беседы о плохом поведении.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. физическое наказание.

Б. лишение развлечений и подарков.

В. воспитание на положительных примерах.

7. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.

Б. насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его. Благодарим за сотрудничество 

Приложение 2

Материалы, используемые для бесед

Кормушка.

Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется Вам Сережа? Что в нем вызывает симпатию?

-Как бы поступили вы и почему?

-Какую пользу приносит птицы? 

Сурка.

В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.)

-Почему щенок привязался к мальчику и его матери?

-В чем проявилась их забота о нем?

-Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?

Птичка.

Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

-В чем был виноват Сережа?

Приложение 3

Стихи

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают,

И никакого спасибо не ждут.

***

Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

***

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Приложение 4

Пословицы и поговорки

-За добро добром платят.

-Делай другому добро – будешь сам без беды.

-Худо тому, кто добра не делает никому.

-Добрый человек в добре живет век.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Добро сеять, добро и пожинать.

Решение родительского собрания

1. Сделать пребывание на природе насущней потребностью, законом жизни всей семьи.

2. Завести дома комнатное растение, животное. Привлекать ребенка к уходу за ними.

3. Практическими делами оказывать помощь природе. Включиться в зимнюю подкормку птиц.

4. Поощрять детей за добрые дела в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы доклада к родительскому собранию Тема:ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ

Трудно привести  к  добру  нравоучениями — легко примером. ...

Буклет "Воспитание доброты к природе"

Цель: Показать родителям необходимость целеноправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека...

Консультация для родителей "Воспитание доброты к природе".

Данный материал позволит родителям понять необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека....