Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему
Тема данной консультации: "Где искать золотой ключик?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Где искать золотой ключик?».
Многие родители хотели бы, чтобы их дети пришли в первый класс и умели читать. Но далеко не все понимают, что для этого необходимо приложить усилия и с их стороны тоже. Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки — в слова, а слова — в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством взрослого, а чтение книг (т.е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Сто лет назад необходимость чтения обосновывалась информативностью книги, ее функцией «источника знаний». Сегодня нечитающий ребенок страдает от чего угодно, только не от недостатка информации. Он легко добирает и перебирает ее у экрана телевизора, видео и компьютера. Чтение с этой точки зрения является малоэффективным и трудоемким способом деятельности. Это подсознательно понимает любой дошкольник пяти лет. Ведь намного легче посмотреть мультфильм, чем прочитать сказку.
Почему же он должен хотеть читать?
Мы являемся свидетелями очень интересного процесса — перехода чтения, особенно чтения классической и высокохудожественной литературы, в разряд элитныхзанятий.При этом золотой ключик от потайной дверцы в мир чтения в кармане... читающего родителя.
Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чем тут усталость. Вы — образец. Какие могут быть к нему претензии?
В читающих семьях ребенок обучается читать, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые конечно же вам подарит друг семьи с педагогическими склонностями. Ваш шестилетний человечек уже освоил значение букв и пытается прочесть рекламную надпись. Подобное открытие порой ведет к странным последствиям: родители решают, что они могут больше не читать ребенку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своем только что приобретенном навыке? Стимула не будет. Позиция не просто неверная, а вредная.
Два процесса — слушать ваше чтение и читать самому — имеют совершенно разные задачи и основаны на совершенно разных механизмах. Вы же не станете заставлять ребенка пройти многокилометровый маршрут, ссылаясь на то, что он уже сделал первые шаги? Будучи старым адептом дорожных путешествий, вы возьмете малыша с собой в поход и понесете на себе. Ради чего? Ради общения и совместного переживания. Так же и с чтением. Когда вы читаете ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Поэтому так важно, чтобы выбранная для чтения книга доставляла удовольствие и ребенку, и вам. Кстати, совместное чтение вслух (не зависимое от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией интеллигентных семей в России в конце XIX — начале XX веков.
Совершенствование малыша в технике чтения — это другое, отдельное дело. Во-первых, надо обеспечить ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками. Буквы обязательно должны быть большими — даже тогда, когда, вы знаете, ребенок справляется и с маленькими. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух. Во-вторых, важно помнить, что у маленького ребенка умение читать связано с умением писать, и письмо функционально предшествует беглому чтению. Подписи с орфографическими ошибками под его картинками, почему-то приводящие вас (а в особенности — бабушек) в ужас, не менее важны для процесса обучения чтению, чем страдания над букварными страницами. Забудьте про ошибки. Сейчас ребенок осваивает другой, крайне важный принцип: буквы — значки для звуков. Это и есть самообучение. А ваша задача — стимулировать его на этом пути всеми возможными способами. Помогайте малышу сшивать «книжки» из подписанных картинок, радуйтесь каждому «облачку» со словами «ой» и «ха-ха-ха», которое вылетает изо рта героя нарисованного им комикса.
Открывайте вместе двери в мир чтения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...