Развиваем речь играя
консультация на тему

Развитие речи в игре для родителей детей 3-4 лет; 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на закрепление согласования прилагательных с существительными в роде.

Игра – лото «Подбери слово».

Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.

Ход игры: у ребёнка карточки с нарисованными картинками: по 4 картинки на каждой карточке. Взрослый называет прилагательное, например, зелёный. Ребёнок отыскивает картинку, изображающую зелёный предмет и называет его вместе с прилагательным;

(зелёный карандаш), закрывает картинку фишкой. Взрослому нужно отчётливо проговаривать окончания прилагательных.

Используются любые прилагательные. Например: круглый, сладкий, жёлтый, острый, красный, зелёная, горькая и т.д..

Игра «Сладкий, горький, солёный».

Цель: закрепление опознавательных признаков предметов по вкусу, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: взрослый бросает мяч и одновременно называет слово. Ребёнок ловит мяч и говорит определение, характеризующее данный предмет по вкусу. Примерные слова для игры: соль, лук, сахар, мёд, лимон, яблоко, смородина, редька, конфеты, слива, огурец.

Особенности развития речи детей.

-происходит интенсивное расширение

 словаря, дети точнее употребляют нужные

 по смыслу слова;

-могут в логической последовательности

 пересказывать небольшие сказки, рассказы,

 описывать и передавать содержание

 картинок.

-быстро развивается звуковая сторона речи:

 дети усваивают и правильно произносят

 многие звуки родного языка, чище и    

 отчётливее произносят слова и фразы,

 умеют пользоваться голосом, начинают

 следить за темпом своей речи.  

-дети способны выполнять более сложные

 инструкции;

-фразовая речь основывается на простых

 предложениях, включающих почти все  

 части речи.

-речь становится основным средством

 общения  со взрослыми и сверстниками.

   

 Игра «Угадай, кого загадали?»

Цель: обучение ориентированию в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.

Ход игры: вокруг ребёнка расположены крупные игрушки. Взрослый объявляет, что он загадал одну игрушку, и даёт описание её местоположения относительно ребёнка: «Игрушка находится слева от тебя», ребёнок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку.

Когда ребёнок будет свободно понимать значения наречий и предлогов, можно предложить ему загадывать игрушку и давать описание, а отгадывать будет взрослый.

Обогащение словарного запаса детей по тематическим группам слов позволит увеличить его равномерно и в определённой системе. Для облегчения запоминания детьми слов предлагаем родителям воспользоваться зарифмованными текстами.

Классификация по тематическому принципу:

-животные (домашние и дикие);

-птицы (домашние и дикие);

-насекомые;

-рыбы;

-деревья;

-цветы (полевые, садовые);

-ягоды (лесные, садовые);

-грибы;

-овощи;

-фрукты;

-одежда (зимняя, летняя);

-обувь (зимняя, летняя);

-головные уборы;

-мебель;

-посуда

-транспорт;

-игрушки;

-времена года;

-дни недели и т.д..              

                                                 

Звери – это шакалы, куницы, газели и волки,

ежи и лисицы, медведи, моржи, носороги.

олени, слоны, крокодилы, жирафы, тюлени.

Фрукты – это яблоки, груши, апельсины,

абрикосы, персики, лимоны, мандарины.                              

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Для игры необходимо заготовить сюжетную картинку, на которой предметы раскрашены неправильно. Задача ребёнка – заметить ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинки.

Описание неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зелёная речка, жёлтое небо, голубые листья, розовый заяц и т.д..

Игры на закрепление падежных форм имён существительных.

Игра «Кому какая еда?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

Ход игры: у взрослого картинки с изображением пищи, которую любят животные, а у ребёнка картинки, изображающие животных. Взрослый показывает любую картинку и спрашивает, кому может пригодиться данная еда. Ребёнок рассматривает свои картинки и находит подходящего животного.

Речевые ошибки.

При постоянном обращении внимания родителей на речь детей, грамматических ошибок в данном возрасте становится всё меньше.

Трудности возможны:

- при различении окончания винительного падежа у одушевлённых и неодушевлённых существительных («видели конь», «купи игрушечного поезда)»

- при желании изменить несклоняемые имена существительные («без польта пойду»)

- при согласовании прилагательных с существительными чаще смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зелёное трава»). Это связано с тем, что окончания у многих прилагательных безударные и на слух воспринимаются плохо.

- склонение числительных («кошка с два котёнка») т.к. в речи детей их ещё мало.

- сохраняется окончание –ОВ на другие склонения («стулов»).

Игра «Один и много».

Цель: учим образовывать множественное число имени существительного.

Ход игры: взрослый называет один предмет, а ребёнок много предметов и наоборот.

Коза – козы,

Лиса – лисы,

Собака – собаки,

Стул – стулья, стол – столы,  и т.д...

Можно называть все предметы, которые

нас окружают.

Птицы – это ласточки, чайки, журавли, аисты, вороны, гуси, снегири, дятлы и сороки, стрижи и воробьи, лебеди и утки,

чижи и соловьи.

К насекомым относятся мухи и мошки, пчёлы бабочки и мотыльки, и ещё комары,

Муравьи и стрекозки, и конечно, слепни и жуки.

Рыбы – это окуни, лещи, ерши, белуги,

омули, лососи, скумбрии, севрюги, акулы,

толстолобики, форели и ставриды, судаки, наваги и другие рыбы.

К овощам относятся редиска, помидоры,

кабачки и тыквы, что зреют у забора,

огурцы зелёные,свёкла и морковь.

Нарежем мелко овощи и салат готов.

Деревья прекрасные – клёны, осины,

берёзы, каштаны, дубы, тополя,

смолистые сосны, большие рябины,-

богата деревьями наша земля.

Васильки и ромашки, незабудки и розы,

георгины, пионы, гвоздики –

и цветы все садовые, и цветочки все дикие

ждут, когда прекратятся морозы.

Грибы бывают разные –моховики,,маслята,

сморчки и сыроежки, грузди и опята,

боровики красивые, рыжики, волнушки,

лисички, мухоморы и горькие горькушки.

Игра «Собери пары».

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.

Ход игры: у взрослого картинки с изображением предметов – орудий труда, у ребёнка – сюжетные картинки, изображающие действия с помощью данных орудий труда. Взрослый показывает любую картинку и спрашивает, кому может пригодиться данное орудие. Ребёнок рассматривает свои картинки и находит подходящую сюжетную картинку, составляет предложение по ней.

Игры и упражнения для закрепления в речи пространственных предлогов и наречий.

Понимание пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книги в шкаф, подними куклу с пола и положи её на кресло, достань мяч из-под стола» и т.д.. В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку? Где стоит обувь? Куда убрал книжки? Кроме того, применяются игры, в которых играющим задаются вопросы, требующие понимания или применения данных слов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 105

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Для родителей детей 3 - 4 лет

Дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 105

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Для родителей детей  4 – 5 лет

г.Рыбинск

Одежда – это майки, брюки, сарафаны,                  Какие ты любишь игрушки?                               К диким животным относятся волки,

халаты и сорочки, блузы и кафтаны,                     вот кубики, кукла, юла,                                        злые они, часто воют под ёлкой.

фраки и рубашки, джинсы и жакеты,                   а вот надувная лягушка                                        лисы, которые в норах живут

платья и костюмы, юбки и жилеты.                    Лежит на полу у стола.                                         И зорко лисят от врагов стерегут,

                                                                                       Мне нравятся плюшевый мишка

К одежде относятся брюки, жилеты,                      и серый задумчивый слон,                                  мишка лохматый, что спит всё в берлоге

платья, костюмы, пальто и жакеты.                  ещё -  длинноухий зайчишка,                            белки игривые – ах, недотроги!

Тёплые шубки мы носим зимой,                               хотя и трусливенький он.                                    Тигры храбрейшие, сплошь полосатые,

а на плащи переходим весной.                                                                                                                 Львы, у которых есть гривы косматые.

                                                                                      Мне нравятся очень цветы -

                                                                                      тюльпаны, ромашки и лилии.                           И обезьяны такие проказницы,

К мебели относятся тумбочки, диваны,                 надеюсь, их любишь и ты,                                   вечно смеются и весело дразнятся,

столики и шкафчики, только не стаканы              они очень нежные, милые.                                   Здесь же слоны величавые, важные,

На кровати можно спокойно отдохнуть,                А  вспомни-ка ландыш, жасмин,                       да быстроногие барсы отважные.

А на софе, кушетке – лишь слегка вздремнуть.     Сирень и черёмуху белую.

                                                                                      В траве колокольчик один

Посуда – это ложки, тарелки и маслёнки,           вдруг поднял головку несмелую…                  К домашним животным мы тех отнесём,

самовары, чайники, вилки и солонки,                    любые цветы хороши                                       с которыми в тесном контакте живём:

сковороды, хлебницы, чашки и стаканы.             И даже простые подснежники.                         Коровы и лошади, овцы и козы,

Можно ли к посуде отнести бананы?                      Их рвать никогда не спеши -                              мы их укрываем в тепле от мороза.                                                                    

                                                                                     Они очень хрупкие, нежные!                              

К транспорту относятся машины, самолёты,                                                                                    Их кормим и поим, коль надо – стрижём,

поезда, троллейбусы, метро и вертолёты,        Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые,-      их ласково гладим, всегда бережём.

трамваи и автобусы, лодки и мопеды,                это всё разные насекомые.                                Они к нам привязаны, очень послушны

байдарки, пароходы, такси, велосипеды.            Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки,                     и к голосу нашему неравнодушны.

                                                                                    и мухи, и осы, и все пауки.

Из обуви знаем мы валенки,                                                                                                                  Одни нам дают молоко и сметану,

тапочки, туфли, ботинки,                                   Давай-ка с тобой мастерить.                           другие нас возят везде неустанно,

сапожки для деточек маленьких,                          Какие возьмём инструменты?                          а третьи наш дом охраняют,

кеды, сланцы, кроссовки.                                       Нам важно топор не забыть,                             еду от мышей сберегают.

                                                                                   лежит он в чехле из брезента.

Ягоды – это крыжовник,                                      Найди молоток и щипцы,

клюква, черника, брусника,                                  да клещи, пилу и рубанок.

малина, клубника, шиповник,                             Отвёртку и дрель поищи.

смородина и земляника.                                       Работать начнём спозаранок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...