Гендерные стереотипы: их влияние на развитие способностей у детей.
статья (подготовительная группа) на тему
Все родители рано или поздно задаются вопросом: как правильно воспитывать дочь (или сына). Отдельная встреча Клуба отцов, модератором которого я являлся, была посвящена теме «Отец. Кто он для дочери и для сына?» Мы обсуждали особенности воспитания и развития мальчиков и девочек и роль отца в этом контексте. Сегодня наш разговор касается только некоторых примеров влияния гендерных стереотипов на развитие ребенка.
Появляется ли у Вашего ребенка мысль «таким людям, как я, плохо что-то дается»?
Если да, то, возможно, он испытывает влияние «угрозы стереотипа» (stereotype threat). Это устоявшийся термин, хотя по-русски как-то режет слух.
Что же это? В середине 1990х, психологи Claude Steele и Joshua Aronson выдвинули гипотезу, согласно которой люди справляются с проблемами хуже, когда знают о негативных стереотипах, относящихся к их нации или полу. При этом в нас сидит страх того, что наши действия будут подтверждать эти стереотипы. И этот страх подталкивает нас к тем самым действиям, которые мы надеемся избежать. Происходит это из-за того, что эта угроза стереотипа просто буквально требует для себя объем в нашей оперативной памяти. Таким образом, остается меньше возможностей памяти для решения интеллектуальных задач.
Если, например, моя дочь начнет (подсознательно) беспокоиться, что ее неправильный ответ подтвердит то, что девочкам хуже дается математика, в ее распоряжении будет меньше ресурсов мозга, чтобы продемонстрировать свои способности к математике. Так эти стереотипные установки становятся самореализующимися. Это порочный круг. Само знание о стереотипе мешает противодействовать ему.
Это продемонстрировано в многочисленных экспериментах.
В одном из исследований (Brown and Ray 2006) ученикам (белые и афроамериканцы) предлагался Тест Равена, предназначенный для оценки интеллектуального развития. При этом ученики были разделены на 3 группы, в которых условия проведения теста различались.
В первой группе ученикам давались стандартные инструкции для теста.
Во второй группе им дополнительно говорилось, что тест оценивает коэффициент интеллекта (IQ).
В третьей группе тест был предложен не как тест, а просто как набор головоломок.
Из-за угрозы стереотипа того, что афроамериканцы уступают белым в интеллектуальном развитии, афроамериканцы 1 и 2 групп справились хуже белых. В 3 группе афроамериканцы и белые не отличались по своим результатам.
Удивительно, но гендерные стереотипы укореняются в подсознании детей достаточно рано. Тестируя 276 первоклассников (средний возраст 6,5 лет) исследователи сначала интересовались у них, считают ли они, что математические способности у мальчиков выше, чем у девочек. Сознательный ответ был «нет». Однако, есть экспериментальная методика, предназначенная для выявления самооценки и скрытых (имплицитных) установок человека по отношению к различным объектам. Это Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT)
Это исследование показало, что уже первоклассники отчетливо ассоциируют мальчиков с математикой, а девочек с речью. Затем исследователи предложили детям раскраски. Одна группа раскрашивала картинку с девочкой, решающей на доске математическую задачу, и сидящим за партой мальчиком. На картинках, предложенных второй группе, были мальчик, решающий задачу, и сидящая девочка. На картинках в третьей группе детей был представлен пейзаж. Затем детям предлагались математические примеры.
Догадываетесь, что произошло?
Девочки, раскрашивающие рисунок с мальчиком, решающим задачу, выполняли арифметические действия более медленно и менее точно. У мальчиков этого не наблюдалось.
Таким образом, уже девочки начальной школы испытывают давление подсознательных стереотипов, которые могут притормозить развитие математических навыков. Но исследование показывает, что гендерные стереотипы, касающиеся математических способностей, не имеют биологической основы. Нужно винить социальное воздействие. У девочек вовсе не меньше способностей к математике: после простого раскрашивания рисунка, ломающего эту угрозу стереотипа, они продемонстрировали математические способности на уровне мальчиков. Таким образом, влияние бытующих в обществе стереотипов, постоянно подкрепляемое родителями, сверстниками, учителями будет накапливаться, сужая спектр возможностей ребенка.
Что мы можем сделать?
Прежде всего – по возможности избавиться от собственных стереотипов, которые очень живучи, и отслеживать их влияние на свое поведение.
В исследовании 2001 года (Crowley & others, 2001, по книге «Psychology», Peter O. Gray) за родителями с детьми 1-8 лет наблюдали на интерактивной выставке в музее науки. Главное, что было продемонстрировано, — это то, что родители, как отцы, так и матери, гораздо чаще давали пояснения к тому, что демонстрировалось, сыновьям по сравнению с дочками. Это касалось детей любого возраста. При этом исследователи, исходя из анализа поведения детей и их вопросов, не нашли подтверждения тому, что мальчиков экспозиция интересовала больше, чем девочек.
Понятно, для кого посещения музея пройдет с максимальной пользой. Думаю также, что не стоит ограничивать развитие ребенка, ориентируясь на многочисленные «Энциклопедии для мальчиков (девочек)», заполонившие полки современных книжных магазинов.
Нельзя избавить общество от стереотипных установок. Но можно помочь ребенку освободиться от ограничивающего влияния социальных стереотипов.
Рассказывать детям о влиянии стереотипов.
Осознание этого влияния уже способствует его ослаблению. В одном из исследований (Johns et al 2005) ученики улучшили показатели тестов после того, как им объяснили, что их тревожность при выполнении тестов может быть результатом воздействия негативных стереотипов и не отражает реальные способности, оцениваемые тестом.
Самое главное — способствовать у ребенка формированию мышления, ориентированного на развитие.
Когда дети считают, что интеллект – это нечто фиксированное, неизменное, они особенно чувствительны к воздействию стереотипов. И, наоборот, формирование установки, ориентированной на развитие, позволяет детям эффективно справляться с негативным воздействием стереотипов.
Показателен пример с развитием математических способностей. В начальной школе девочки и мальчики практически не отличаются по своей успеваемости в области математики. В средней школе девочки начинают уже отставать, а в старших классах это еще более выражено. Почему? Основная причина – это различное восприятие девочками и мальчиками своих математических достижений.
Психолог Carol Dweck обнаружила,что люди могут занимать 2 позиции в отношении успеваемости. Можно расценивать свои успехи в школе как проявление таланта. А талант – он или есть, или же его нет. С этой точки зрения с математикой у тебя будет или хорошо, или плохо. Если у тебя все хорошо по математике, ты будешь стремиться учиться. Если у тебя все плохо по математике, в конце концов ты опустишься ниже своих возможностей.
Установка, ориентированная на развитие, побуждает относиться к математике, как к сумме навыков, которые можно развить. В исследованиях показано, что люди, относящиеся к математике (и другим учебным предметам) как к навыкам, дольше и упорнее работают над трудными задачами по сравнению с теми, кто воспринимает свои результаты как проявление наличия или отсутствия таланта.
Каким образом это связано с влиянием гендерных стереотипов? продемонстрировала, что мальчики и девочки получают от окружающих различную обратную связь, воздействующую на успеваемость.
Девочкам, когда они встречаются со сложной для них темой, учителя и родители делают акцент на том, что математика трудна. Часто говорится: «Ну что делать, это не твое сильное место, ты гуманитарий и.т.д.» Мальчикам в такой ситуации обычно говорят, что им следует еще подумать, позаниматься, и тогда они точно справятся с проблемой. Так они и поступают, расценивая математику, как навык, который можно освоить. У девочек, таким образом, формируется фиксированная установка по отношению к математике. В средней школе, знакомясь с алгеброй и прочими сложными предметами, более вероятно, что именно девочки из-за этой своей установки придут к выводу, что они достигли предела своих врожденных способностей и оставят попытки преодолеть трудности.
Предлагать в качестве примера не следующие стереотипам модели поведения других детей и напоминать о них перед экзаменами и тестами.
Представьте себе ситуацию. Аня, 10-летняя девочка, делает дома домашнюю работу по математике. К ней приходят ее знакомые Настя, Оля, Миша и Петя, которые на год постарше ее, и начинают ей рассказывать ей о своих успехах в математике. При этом Настя и Миша говорят о своих регулярных упорных занятиях, а Оля и Петя упоминают свои природные способности к математике. Кто из этих ребят в большей степени благотворно повлияет на Анины успехи? Подобным вопросом задались французские психологи Celine Bag`es и Delphine Martinot. В исследовании принимали участие 405 10-летних учеников (мальчики и девочки). В школе перед выполнением математического теста детей просили прочесть короткий текст об успехах в математике Марка или Марии, опережающих их на класс. При этом некоторым детям их успехи объяснялись упорной работой, а другим – тем, что Марк и Мария талантливы в математике. Некоторым детям объяснения их успехам не давали.
Демонстрируемая модель таланта вела к наихудшим результатам теста. Когда предлагалась модель упорной работы, одинаково эффективно влияли и Марк, и Мари. Только эта модель в качестве примера была эффективна для улучшения результатов теста мальчиков, и девочек (у них она уменьшала влияние гендерного стереотипа). Успехи без объяснения сказывались на результатах теста у мальчиков так же хорошо, как и примеры упорной работы, но у девочек – чуть хуже. Результаты исследования расценены исследователями как оптимистичные, так как в реальных условиях школы, а не в лаборатории было продемонстрировано воздействие всего лишь короткого описания успешного ученика. Однако, будьте очень чуткими, объясняя ребенку успехи других, особенно, если Вы хотите, чтобы ребенок брал с них пример. Это особенно важно в школьном возрасте, ведь школьники, взрослея, все больше ориентируются на систему ценностей своих сверстников.
Впрочем, задумываться об этом, думаю, следует уже у дошколят. Мы в нашей семье очень внимательно относимся к тому, как ставить в пример нашей младшей Даше (3,5 года) ее старшую сестру Машу (около 7 лет). Когда у Даши что-то не получается, мы говорим, например: «Вот посмотри, все когда-то начинали чему-то учиться. Маша сначала не умела ездить на велосипеде, но постоянно тренировалась, у нее получалось все лучше, и в конце концов она научилась кататься». Обратите внимание: подкупающий своей краткостью вариант «У Маши получилось и у тебя получится» плох тем, что не раскрывает механизма достижения успеха. Для ребенка это недостаточно: остается место для сомнения в своих способностях, особенно, в случае череды неудач. Если же способность прочитать по слогам слово ставится в один ряд со способностью самостоятельно пользоваться горшком, застегивать пуговицы и кататься на велосипеде, то у ребенка это будет в целом укреплять установку, ориентированную на развитие. Однако, тут я уже перехожу к тому, как относиться к успехам и неудачам ребенка. Это отдельная большая и важная тема, которой мы даже посвятили отдельную встречу Клуба отцов. Мы обязательно будем освещать ее на нашем блоге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях
1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...
«Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников» (из опыта работы)
laquo;Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников» (из опыта работы)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...