Логопедическое заключение: что такое ОНР, ФФН, стертая дизартрия?
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал будет полезен родителям детей с речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zaklyuchenie.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое заключение: что такое ОНР, ФФН, стертая дизартрия?
Приводя ребенка впервые к логопеду, родители могут услышать от него такие аббревиатуры как ОНР, ФФН, дизартрия и т.д. Столь странные слова приводят родителей в замешательство.
Так вот, дорогие родители, постараюсь вооружить Вас, в доступной форме для обычного человека, знаниями, которые помогут Вам понять какое логопедическое заключение стоит у ребенка, каковы его причины и какие меры необходимо предпринять, чтобы процесс коррекции данного речевого нарушения прошел успешно.
Что же такое ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)?
Если специалист говорит Вам, что у ребенка нарушен фонематический слух, это совсем не значит, что у него проблемы с физиологическим слухом. Ребенок с недостаточно сформированным фонематическим слухом не различает на слух близкие по звучанию звуки речи, т.е. фонемы. Например, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные. Ребенку трудно понять, о чем идет речь – о «белой косе» или о «белой козе», если перед ним нет зрительной опоры или выражение употреблено без контекста. Поменялся звук, поменялся и смысл. В этом и есть огромная сила фонемы.
Если у ребенка существует данная проблема, то он, как правило, заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги в словах, упрощает слоговую структуру слов (сковода вместо сковорода).
Если из потока информации ребенок что-то не понял, у него нарушается целостная картина материала, и, как следствие, у него возникают вторичные нарушения – дисграфия, т.е. нарушение письменной речи. Ребенок пишет так, как слышит.
К категории детей с фонетико-фонематичеким недоразвитием речи относятся дети с сохранным интеллектом и нормальным физиологическим слухом, имеющие нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, к которым относятся фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по различению и узнаванию фонем, составляющие звуковую оболочку слова. Иными словами – это речевой слух. Если фонематический слух сформирован, ребенок может выделять, воспроизводить и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие – это способность выделять в слове каждый звук, определять их количество, выделять первый и последний звук в слове, синтезировать слово из предложенных звуков.
Правильно сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие являются залогом успеха в безошибочном усвоении письма и чтения во время школьного обучения.
Если ребенок с ФФН своевременно не получил специального коррекционного воздействия, он не научится различать и узнавать звуки родного языка на слух, не сможет анализировать звуко-слоговой состав слов. Все это станет причиной стойких ошибок при овладении письменной речи.
Далее разберемся со следующим нарушением речи – общим недоразвитием речи (ОНР).
К категории детей с общим недоразвитием речи относятся дети, у которых физический слух и интеллект в норме. Но в отличие от ФФН общее недоразвитие речи является системным нарушением речи. В его основе лежит нарушение всех сторон речи: звуковой и смысловой. К нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов добавляются нарушения таких компонентов, как лексика, грамматика и связная речь.
Р.Е. Левина выделяет 3 уровня общего недоразвития речи. Уровень развития определяется состоянием связной речи ребенка.
I уровень «Безречевые дети»
- лепетные слова, звукоподражания
- слова грамматически не оформлены
- фразы нет.
II уровень
- словарный запас больше, но ребенок пропускает, переставляет в словах слоги, не всегда точно использует слова
- допускает грубые грамматические ошибки, имеется несогласование слов
- фразовая речь примитивна. Предложения состоят из 2-3 слов.
III уровень
- бытовые слова усваиваются хорошо. Трудности в усвоении абстрактных понятий: времена года, дни недели, названия месяцев, обобщающие понятия (овощи, фрукты, мебель и т.д.). Для детей с этим уровнем развития характерна замена слов близлежащими: детеныш свиньи свиненок, собаки - собачонок.
- грамматика – трудности в употреблении предлогов, особенно сложных (из-за, из-под). При образовании уменьшительно-ласкательных форм неправильно употребляются суффиксы.
- связная речь развернутая. Однако имеются трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, что является следствием дефицита речевого планирования.
У детей все еще могут оставаться нарушения произносительной стороны речи и фонематических процессов. Поэтому коррекционную работу начинают именно с первичного нарушения, т.е. исправляют звукопроизношение и формируют фонематичекий слух и восприятие, одновременно работая над лексико-грамматическим строем и связной речью.
Еще один диагноз – «дизартрия». Это диагноз медицинский, поэтому если логопед видит признаки данного нарушения у ребенка, необходима помощь профессионального психоневролога.
У детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и темп, ритм, речевое дыхание, интонационная выразительность речи. Речь таких детей смазанная, нечеткая, малопонятная для окружающих.
Причиной данного нарушения является нарушенная работа передачи нервных импульсов от центральной нервной системы к отделам, отвечающим за образование речи – артикуляционному, голосовому, дыхательному. Импульсы отправляются, но либо не доходят, либо доходят не точно, вследствие чего нарушается кровоснабжение этих органов, меняется их мышечный тонус. Мышцы становятся либо вялыми, либо чрезмерно напряженными. И то и другое приводит к ограничению подвижности органов речи.
Признаки дизартрии у ребенка:
- быстрое уставание во время еды – вяло сосет грудь или бутылочку, часто срыгивает. Долго привыкает к твердой пищи.
- речь смазанная, хлюпающая. Некоторые звуки произносятся межзубно. Наблюдается повышенное слюнотечение. Часто открыт рот из-за слабости круговой мышцы рта.
Дизартрия характерная для детей с детским церебральным параличом. Чаще встречается стертая форма дизартрии, для которой характерны ее минимальные проявления. Однако коррекция и автоматизация звуков происходит при этом нарушении значительно дольше, т.к. логопедическая работа связана с восстановлением мышечных движений.
Для того чтобы коррекция речи прошла успешно, качественно и в наименьшие сроки необходима слаженная работа логопеда, психоневролога и родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...
Консультация для родителей "Что такое ФФН и ОНР в логопедическом заключении".
Материал консультации в доступной для родителей форме знакомит с логопедическими понятиями ФФН и ОНР, объясняет причины, вызвавшие эти речевые нарушения, а так же объясняет, какие меры нео...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии...
Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая дизартрия
В основу занятия положен принцип неразрывной связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной...
Комментарии
Снежана Анатольевна ! Работа
Снежана Анатольевна ! Работа логопеда будет успешной если он взаимодействует с родителями на всех этапах коррекционной работы с детьми. После обследования очень важно доступным языком, без научных непонятных родителям терминов объяснить родителям какой характер носят речевые нарушения их детей Важно успокоить родителей и настроить их на совместную работу.Мне понравился Ваш материал.Он полезен родителям и будет интересен воспитателям логопедических групп.