Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка.
статья (средняя группа) на тему

Филипченко Ядвига Сергеевна

         Ваш малыш подрастает, становится более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь вашего малыша. Но есть игры, которые очень близки и понятны ребенку. Это игры – инсценировки, самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

           Игры - инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.

         В театрализованной деятельности независимость ребенка проявляется  в желании действовать по- своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Начиная именно с младшей группы нужно неустанно заботиться о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль для детей, так как в возрасте трех лет у ребенка проявляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми.

          Немаловажным является то, как вы готовитесь к предстоящей постановке. Выбираете художественный материл, оборудование, продумываете драматургию игры-инсценировки. Сюжет постановки будет интересен вашему ребенку, если вы, родители, используете в нем яркие костюмы, атрибуты. Рассказываете с интонацией, с темпом, с динамикой. Чем интереснее инсценирует взрослый, тем привлекательнее для детей театр.

           Для инсценировки с детьми младшего возраста можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. («Кисонька-мурысенька», «Курочка–рябушечка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельку слону» и др.).

             Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут?» нужно подготовить блюдце и игрушку собаку. Ребенку, который будет исполнять роль кошки надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой.

Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зовут?

Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»

Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»

Ребенок: «Мяу»

Взрослый: «Кошка, хочешь молочка? (протягивает блюдце)

Ребенок (ласково): «Мяу»

Взрослый  (показывая игрушку): «А в товарища щенка?»

Ребенок (отпрыгивая): «Ф-р-р-р»

Через нескольких  обыгрываний можно поменяться ролями с ребенком.

           Инсценируя потешки, вы делаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально, и ваши игры дают возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов  можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Навыки, полученные в игровых инсценировках,  принесут детям пользу в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_sharov.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг в младшей группе.

Праздник воздушных шаров

Создать в группе радостное веселое настроение; закреплять и уточнить знания о воздушных шарах, уметь использовать шары в различных подвижных играх, развивать мыслительные деятельности как мышление, воображение, восприятие, сенсорику; обогащать словарь словами «резиновый», «тянется», «мнется»; развивать желание общаться между собой в непринужденной обстановке; воспитывать активность, любознательность, организованность.

Зал или групповая комната разукрашена воздушными шарами. В зал к детям приходит в гости клоун.

Клоун:

Здравствуйте, ребята! Я слышал, что у вас «Праздник воздушных шаров». Можно мне тоже с вами праздновать?

Дети:

Да!

Клоун:

А какие красивые шары! Каких только цветов нет? А какого же цвета они? Назовите , пожалуйста!


(Дети называют цвета).


А я вам тоже принес шары. Хотите с ними поиграть?

Дети:

Хотим!

Клоун:

Но … знаете, они не надутые…, а давайте я вам раздам, а вы сами их надуете?

Клоун:

Вы сначала потрогайте и скажите, пожалуйста, а какие они – эти шары?

Дети:

Мягкие, резиновые, разноцветные...

Клоун:

А попробуйте их тянуть… они ещё , дети, тянутся, потому что они резиновые. А ещё они мнутся, посмотрите! (показывает), и обратно расправляются!

Клоун просит детей повторить слова «резиновый», «тянется», «мнется».

Клоун:

А когда их сильно-сильно надуваешь, они ещё могут и … что сделать? –лопнуть конечно! А теперь можно и надувать!

Дети соглашаются, а клоун раздаёт воздушные шары. Дети пробуют надувать, но у них не получается.

Клоун:

У вас не получается? Вот у меня тоже не получилось…. А давайте так сделаем: я соберу эти шары , а вам раздам вот эти надутые! А потом мы с ними поиграем! Договорились?!

Дети:

Да!

(Клоун снимает шары и раздаёт детям).

Под музыку проводятся игры с шарами:

«Соберись по цвету»;
«Красные (синие, желтые, зеленые) танцуют»;
«Не урони шар на пол»;
«Танцуют все!» (в конце дети должны показывать интересные движения с шарами)

Клоун:

Ай да молодцы! Какие вы умницы! Как мы весело играли! А мне, ребята, уходить пора… А эти красивые шары я оставляю вам. Вы с ними поиграете в группе! До следующей встречи! До свидания!

                          Консультация для родителей

«Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»

         Ваш малыш подрастает, становится более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь вашего малыша. Но есть игры, которые очень близки и понятны ребенку. Это игры –инсценировки, самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

           Игры- инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.

          В театрализованной деятельности независимость ребенка проявляется  в желании действовать по- своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Начиная именно с младшей группы нужно неустанно заботиться о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль для детей, так как в возрасте трех лет у ребенка проявляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми.

          Немаловажным является то, как вы готовитесь к предстоящей постановке. Выбираете художественный материл, оборудование, продумываете драматургию игры-инсценировки. Сюжет постановки будет интересен вашему ребенку, если вы, родители, используете в нем яркие костюмы, атрибуты. Рассказываете с интонацией, с темпом, с динамикой. Чем интереснее инсценирует взрослый, тем привлекательнее для детей театр.

           Для инсценировки с детьми младшего возраста можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. («Кисонька-мурысенька», «Курочка –рябушечка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельку слону» и др.).

             Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут?» нужно подготовить блюдце и игрушку собаку. Ребенку, который будет исполнять роль кошки надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой.

Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зовут?

Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»

Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»

Ребенок: «Мяу»

Взрослый: «Кошка, хочешь молочка? (протягивает блюдце)

Ребенок (ласково): «Мяу»

Взрослый  (показывая игрушку): «А в товарища щенка?»

Ребенок (отпрыгивая): «Ф-р-р-р»

Через нескольких  обыгрываний можно поменяться ролями с ребенком.

           Инсценируя потешки, вы делаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально, и ваши игры дают возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов  можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Навыки, полученные в игровых инсценировках,  принесут детям пользу в повседневной жизни.

 

         

                             Консультация для родителей

   «Роль художественной литературы в развитии речи            детей»

          Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

          Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства- способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

         «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»- писал В.Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей  родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего  и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

            Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка- особенности этих фольклерных произведений- миниатюр.

             Наконец малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ- непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по –колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок-эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

             Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе  гуманности дети в своих рассказах и сказках проявляют  себя справедливыми, защищая обиженных  и слабых и наказывая злых.

                                  Консультация для родителей

 «Значение игры - инсценировки в развитии речи детей          дошкольного возраста»

                Игра-инсценировка- это самый распространенный вид  детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что  его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

                Игры- инсценировки помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того , игры- инсценировки требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка формируется мнение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Ребенок раскрепощается, повышается самооценка. Ребенок, играя роль, показывает свою позицию, умения, знания, фантазию. Замечает и оценивает свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.

                 Игры-инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»

Подготовила: Воспитатель второй младшей группы                        Окотэтто П.М....

Консультация для родителей «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка».

  Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уров...

Консультация для родителей «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка».

Консультация для родителей «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»....