Консультация для родителей. Произведения художественной литературы для детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа)

Кокурина Юлия Сергеевна

Книга – это наш помощник в воспитания ребенка. С ее помощью дети могут найти ответы на интересующие их вопросы, познать  мир и самого себя, пережить истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей.

Произведения художественной литературы  

                   для детей 3-4 лет.

Кокурина Ю.С., воспитатель младшей группы.

Книга – это наш помощник в воспитания ребенка. С ее помощью дети могут найти ответы на интересующие их вопросы, познать  мир и самого себя, пережить истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий, получает все больше разнообразной информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети черпают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, которые должны открыть для своего ребёнка мир книги. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. Эта печальная реальность должна заставить нас, взрослых, задуматься и попытаться как-то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать произведения художественной литературы, соответствующие их развитию. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил это занятие. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное - содержание.

Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.

Очень важно для ребёнка 3-4 лет подбирать книгу с яркими иллюстрациями, и после прочтения отрывка, подкреплять внимание малыша красочной картинкой к данному отрывку, потешке, песенке и т. п.

Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др., выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

Также дети в этом возрасте любят сказки, где один сюжет цепляется за другой, это хорошо известные нам сказки, как :"Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба". Им более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных. В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Рекомендуемые произведения для чтения детям 2—4 лет:

Сказки. «У страха глаза велики»,

«Лиса и волк»,

«Лапти-лаптищи»,

украинская сказка «Соломенный бычок»,

 словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс»,

чешская сказка «Кум волк и кума собака»,

английская сказка «Три поросёнка»,

испанская сказка «Горшочек мёда»,

немецкая сказка «Бременские музыканты»,

французские сказки «Волк, улитка и осы»,

 «Красная Шапочка»,

 «Кот в сапогах».

Готовясь к чтению детям сказок, взрослый должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют варианты в авторской обработке.

С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;

 В. Бианки «Колобок — колючий бок»;

Б. Заходер «Птичка Ма-Тари-Кари»;

Л. Куликов «Белочка-умелочка»;

С. Прокофьева «Зайка и Ойка»;

Г. X. Андерсен из книги «Оле-Лукойе»;

 А. Прёйсен «Весёлый Новый год»;

 А. Баллинт из книги «Гном Гномыч и Изюмка»;

JI. Муур «Крошка Енот»;

Б. Поттер «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И. Токмаковой).

Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка четвёртого года жизни много новых и интересных знаний.

 Э. Хогарт «Ослик Мафии и его друзья»;

А. Прёйсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти».

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому взрослый особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

 Выше было сказано об огромной роли детского фольклора, но также важным средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. В первую очередь это произведения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, И. Токмаковой, Д. Хармса, Ю. Мориц, Можно предложить послушать стихотворения русской поэтической школы в сокращённом виде: Я. Грот «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер «Подписи к картинкам»; К. Льдов «Саша-замарашка»; И. Никитин «Детство весёлое»; Р. Кудашева «Игра»; С. Есенин «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений, обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая лексика и фонетика).

Это далеко не весь список литературы, которую можно порекомендовать для чтения детям на данном возрастном этапе. Родители сами могут дополнить его по своему желанию. Важно, чтобы содержание соответствовало возрастному, нравственному и психическому развитию Вашего ребёнка.

Советы для родителей:

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибках не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтение художественной литературы для детей 4-5 лет"

В данном материале рассказывается какую рекомендуют художественную литературу специалисты дошкольного учреждения для прочтения детям....

Консультация для родителей "Чтение художественной литературы для детей"

В материале представлены основные задачи преобщение детей к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы....

Консультация для родителей "Список художественной литературы для детей 5-6 лет"

Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком, рекомендуемой художественной литературы для чтения 5-6 летним д...

Консультация для родителей "Список художественной литературы для детей 5-6 лет"

Консультация для родителей "Список художественной литературы для детей 5-6 лет"...

«Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста ». Рекомендации для родителей.

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно...

Консультация для родителей. Произведения художественной литературы для детей 3-4 лет.

Книга – это наш помощник в воспитания ребенка. С ее помощью дети могут найти ответы на интересующие их вопросы, познать  мир и самого себя, пережить истории героев, фантазировать разви...

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.В нем вы найдете :рассказы,стихотворения,литератур...