Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка».
консультация (средняя группа) на тему

Утенкова Людмила Николаевна

Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка».

        Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 3-4 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая навыки манипуляции, говоря научным языком.

Поэтому, очень важно, чтобы родители играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

  1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
  2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
  3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
  4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
  5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
  6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
  7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем. Многие настольные игры позволяют организовать досуг для нескольких детей и даже взрослых, что позволяет играть семьями и больше общаться с детьми. И хотя надписи на коробках обычно указывают, что игра предназначена для детей старше трех лет, они могут заинтересовать и младших детишек, не препятствуйте их знакомству с игрой.

Если же, напротив, игра слишком сложна для вашего ребенка, не волнуйтесь. Все дети творческие личности и могут изобретать свои собственные способы использования изображения или элементов игры. Они будут сравнивать их, разглядывать красочные узоры на картах, играть фишками и бросать кубик. Вам остается только следить, чтобы мелкие детали не были оторваны и проглочены юными непоседами.

Игры для детей 3-5 лет.

Домино. Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.

Предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Кот в мешке. Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона (животные и фрукты), кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно просто использовать знакомые им предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики, небольшие игрушки. Сложив это в мешок можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.

Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты и потом отыскать загаданную среди других в перевернутом состоянии.

Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стихи, угадать цвет на картинке, попрыгать или отыскать в комнате нужный предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.

Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.

В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.

Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.

Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел «Детского мира». Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка"

У дошкольников основной вид деятельности - это игра. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. То есть, в игре ребенок сначала эмоционально, а затем инт...