Работа с родителями
материал на тему

Татьяна Владимировна Суслова

памятки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx18.39 КБ
Файл pamyatki_dlya_roditeley.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся общаться

Чтобы ребенок чувствовал себя в общении уверенным, вел себя спокойно и достойно, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения:

 «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Важно внушить, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

Помогите ребенку усвоить правила, которые научат его уверенности среди сверстников.

  • Играй честно.
  • Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
  • Не отнимай чужого, но и все свое не отдавай без вежливой просьбы.
  • Если у тебя попросят что-нибудь – дай, если попытаются отнять – защищайся.
  • Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.
  • Если тебя зовут играть – иди, не зовут – попросись, в этом нет ничего постыдного.
  • Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
  • Почаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
  • Не выставляйся. Ты не лучше всех и не хуже всех. Умей уважать желания и чувства тех, с кем играешь или просто общаешься.

Учиться общаться можно не только непосредственно в кругу сверстников, но и дома, играя с кем-нибудь из взрослых, которые помогут разобраться в сложной ситуации. В качестве примера предлагаю поиграть со своим малышом в игру «Что будет, если...»

Предложите такие ситуации (желательно обсудить вместе с ребенком каждый из предлагаемых вариантов ответа).

  1. Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь:
  • забудешь свою обиду и подойдешь к нему, чтобы пожалеть;
  • обрадуешься происшедшему и скажешь: «Так тебе и надо»;
  • не обратишь внимания;
  • тоже будешь плакать.
  1. Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь:
  • пожалуешься кому-нибудь из взрослых;
  • начнешь на него кричать;
  • ударишь его;
  • заплачешь;
  • станешь отбирать свою игрушку;
  • спокойно попросишь вернуть ее;
  • попросишь взамен другую;
  • найдешь себе другое занятие.
  1. Сверстник постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь:
  • тоже будешь дразнить его;
  • подерешься с ним;
  • постараешься не обращать внимания;
  • будешь плакать;
  • будешь смеяться вместе с ним;
  • скажешь ему, что он ведет себя некрасиво.
  1. Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Как ты поступишь:
  • тоже толкнешь его;
  • пожалуешься кому-нибудь из взрослых;
  • заплачешь;
  • позовешь на помощь кого-нибудь из старших, чтобы он побил твоего обидчика;
  • постараешься не обращать на это внимания.
  1. Друг или подружка доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь:
  • будешь держаться, ведь тебя просили никому об этом не рассказывать;
  • расскажешь по секрету маме или папе;
  • расскажешь по секрету другим приятелям;
  • будешь сообщать об этом всем подряд, забыв о своем обещании хранить тайну.
  1. К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь:
  • сразу же съешь его, не поделившись с товарищем;
  • отнесешь мороженое в холодильник и съешь после того, как друг уйдет;
  • отдашь мороженое другу;
  • поделишься с другом.

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, очень часто их подсказывает сама жизнь. Анализируйте ситуации, которые происходили с вашим дитем или с кем-нибудь из его приятелей. Спрашивайте у него, как при этом вел себя он сам, ребятишки, оказавшиеся участниками происшедшего, кто поступил правильно, а кто нет, а как еще можно было поступить, чтобы никого не обидеть и все было справедливо...

Не оставайтесь равнодушными к тому, о чем рассказывает сын или дочь. Старайтесь проявлять по всем его сообщениям неподдельный интерес или хотя бы заинтересованность.

Задавая ему вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы. Помогите ему поверить в то, что это решение принял он сам, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека.

Подобное отношение к его личности поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он самостоятельно и достойно сможет справиться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно помочь дошкольнику приобрести эти качества раньше. Прежде всего научите его критично расценивать собственные поступки. В этом поможет «Волшебная шкатулка». Сделайте ее из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Пусть каждый вечер ваш малыш помещает в эту шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший – опускает красный жетон, плохой – зеленый. В конце недели откройте шкатулку и посмотрите, каких жетонов больше, попросите его рассказать, когда он поступил очень хорошо, а когда плохо и почему.

Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, как нужно было повести себя в данной ситуации.

Не навязывайте малышу свою волю. Если вдруг между вами возник спорный вопрос, не обязательно при его решении последним должно быть именно ваше слово. Помните об интересах ребенка. То, что единственно правильное на ваш взгляд, далеко не всегда правильно с его точки зрения. Умейте выслушать его, каким бы спорным, по вашему мнению, ни было его мнение. Непонимание со стороны родителей даже в таком возрасте может надолго создать психологический барьер в общении с другими людьми.

Если ребенок не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он не хочет говорить о плохом, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного. Обязательно похвалите малыша за хороший поступок, за правильно принятое решение.

Предоставьте право решать некоторые проблемы ему самому. У него все-таки своя жизнь. Согласитесь, что мальчик предпочтет получить оплеуху от своего более сильного товарища и после этого вступить с ним игру, чем прятаться за мамину юбку. Да и девочка, поссорившись с подружкой из-за красивой куклы, очень скоро забудет свою обиду и, скорее всего, продолжит игру, а не побежит к маме или бабушке.

Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у малыша чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительной ситуации, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе – детском, взрослом или разновозрастном.

К сожалению, в повседневности мы редко встречаем людей с открытой, доброжелательной улыбкой. Вероятно, это связано с трудностями нашей жизни. Но чтобы ваше дитя всегда могло быть душой любой компании, формируйте это чувство с самого раннего возраста.

Начните с воспитания чувства самоиронии. Ни в коем случае не путайте его с самоуничижением, заниженной самооценкой. Позже самоирония поможет ему проще смотреть на собственные недостатки (вспомним случай с девочками-тройняшками), легко выходить из непростой ситуации самому или помогать в подобных случаях товарищам. Приобретя с вашей помощью это замечательное качество, вместо плача на обидную дразнилку или прозвище он ответит улыбкой или скажет что-нибудь свое, смешное, но безобидное, тем самым пристыдив обидчика.

Начните как можно раньше, и тогда он будет готов к преодолению трудностей жизни, ее тернистых тропок и ухабов.



Предварительный просмотр:

« ОРГАНИЗАЦИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ»

         Нас всегда особенно интересует и беспокоит интеллектуальное развитие дошкольников. И именно поэтому в познавательном общении мы склонны допускать ошибки, сдерживающие развитие ребенка. Организовывая познавательное общение ребенка, родители обычно торопятся к конечному результату — научению ребенка чего-то новому — и в процессе этого зачастую теряют эмоциональную связь с ним, вступают в противостояние. Это часто вызывает агрессивность, отрицание, упрямство или пассивную подчиненность, а значит, сводит к нулю все наши усилия.

Мы предлагаем вам обратить внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться положительных результатов в познавательном общении с ребенком.

  1. Прививайте ребенку тягу к знаниям: не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах, единственное безоговорочное требование — его безопасность). Пусть познание мира станет для него приятным занятием. Старайтесь принимать участие во всех делах своего ребенка.
  2. Уделяйте ребенку больше внимания, чаще ласкайте и обнимайте его, чтобы он чувствовал, как вы его любите и цените. Ведь дети, уверенные в любви своих родителей, лучше и быстрее соображают.
  3. Держите в доме как можно больше разнообразного материала, который может послужить учебным пособием для ребенка.
  4. Сделайте процесс обучения захватывающим для ребенка или, по крайней мере, интересным. Помните: ваш ребенок слишком мал, чтобы понять ценность задания, а скука — поистине универсальный «выключатель».
  5. Никогда не старайтесь «впихнуть» что-то новое в уставшего ребенка, Это бесполезная трата сил, способная принести лишь отрицательный результат.
  6. Прежде чем приступить к какому-нибудь серьезному занятию или разговору, потанцуйте вместе с ребенком, чтобы сбросить физическое напряжение, расслабиться. Маленькие дети это просто обожают.
  7. Чаще хвалите своего ребенка не только за конечный результат его усилий, но и за его старание. Ваша цель не столько научить чему-либо, но привить стремление и любовь к познавательной  деятельности.
  8. Старайтесь сделать вашу собственную жизнь как можно интересней. Вашему ребенку важно знать, что его родители находят хорошее применение своим способностям. Здесь важна не значимость вашего занятия для других, а ваша увлеченность им.
  9. И, пожалуй, самое главное: старайтесь снизить эмоциональную напряженность, конфликтность в семье, так как она может сыграть роль тормоза для роста и развития интеллекта вашего ребенка

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

СТРЕМЯЩИХСЯ РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 1. Чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше — с новорожденности

2. Стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие.

4. Заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть.

5. Стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре.

6. Для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом.

7. Не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга.

8. Обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей.

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В РЕБЕНКЕ

1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.

2. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждений.

5. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

6. Подходите ко всему творчески!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...