Стендовый материал
материал на тему
Предварительный просмотр:
« Сколько книг! »
или что купить ребенку в магазине.
«Сколько книг! Какая давка! Сколько книг! Я все прочту», - самозабвенно восклицала знаменитая поэтесса, вспоминая свое детство. Но то, что было вполне реально в начале прошлого века (хотя бы в отношении детской литературы), совершенно невозможно в наше время. Книг на полках магазинов множество. Можно найти «под настроение» или «под цвет», «для дела» и «для души». Но что все – таки выбрать?
С классиками просто. Они есть почти в каждой семье. Сказки Пушкина, Чуковского, стихи Маршака, Барто, Михалкова просто предают по наследству, бережно подклеивая страницы, по которым учились читать «еще твоя прабабушка». А новые книги – проблема. Родители, воспитатели в таких случаях не хотят довольствоваться лишь «внешними данными» - иллюстрациями и ищут хотя бы аннотацию, которой заботливые издатели все чаще снабжают детские книги.
Упорное родительское желание найти на полке «нового Маршака» часто заканчивается покупкой переиздания книги, полюбившейся еще в детстве, например сборника русских народных сказок, песенок, потешек для самых маленьких «Ладушки» (издательство «РОСМЭН») с великолепными иллюстрациями Юрия Васнецова, сделанными в основном в первой половине 20 века. Самим сказкам – песенкам лет под двести, а то и поболе. Но то, что проверено временем, наверняка принесет пользу вашему малышу.
Старшим дошкольникам будут интересны «английские» стихи поэта, педагога и знатока детской литературы В.А.Левина. Его книга «Глупая лошадь» с иллюстрациями Спартака Калачева вышла в 1969 году, а сейчас переиздана в издательстве «Октопус».
Из прозаичных книжек заслуживает внимания цикл про поросенка Петра современного классика Людмилы Петрушевской («Поросенок Петр и магазин», «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр едет в гости»; издательство «О.Г.И.»). Книжки – картинки про малыша – фантазера, который играет «в магазин», «в шофера» и во все то, во что играют маленькие дети, просты по сюжету и обаятельны, чему немало способствуют и рисунки Александра Райхштейна.
Если истории про поросенка Петра можно почитать малышам двух – четырех лет, то детям постарше надо обязательно познакомиться с писателем Сергеем Георгиевым. Его книги выходят в последнее время регулярно («Домик солнечного зайца» - издательство «Дрофа», художник Г.Ясинский; «Пузявочки» - издательство «Скрипторий», художник Д.Герасимова).
Любителей «настоящих сказочных событий» порадует и первая книжка Валентины Дегтевой «Муза села на варенье» (издательство «Колобок и Два Жирафа», художник Юлия Колинько).
Во всех книжках, которые упомянуты выше, не только замечательные стихи, рассказы, сказки, но и отличные рисунки, что, согласитесь, для дошкольника очень важно.
Приобщайте детей к природе
Родители приходят с ребенком на огород или в сад, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без сюсюканий, о том, чем он действительно сможет вам помочь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начинает расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой (при этом нужно показать какую – либо травинку.) Если росточку понравится, он будет расти всё больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать».
Каждый раз, когда вы приходите с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли росточек. Как только вы увидите появившийся росточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо объяснить ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: «Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай попробуем его все же посадить». И посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подойдете со своим ребенком к грядке с уже окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был сломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном.
На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае нельзя ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чего бы он хотел. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение поработать с ним совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна.
Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное – он начнет думать, анализировать.
Детям о пожаре
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача взрослых. Мы должны научить детей оберегать себя от опасности пожара. И эту работу следует начинать еще в дошкольном возрасте.
В Программу воспитания в детском саду включены произведения, в которых рассказывается о пожаре: «Кошкин дом» С.Я.Маршака (младшая группа), «Пожар» С.Я.Маршака (средняя группа), «Пожарные собаки» А.Н.Толстого (старшая группа), «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака (подготовительная к школе группа). Читая эти произведения детям, важно уделять внимание подвигам пожарных, говорить о том, что люди, спасающие людей от пожара, - герои. Но не менее важно рассказывать дошкольникам, от чего может возникнуть пожар и как при этом надо себя вести.
Чтобы ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, прежде всего, необходимо подобрать соответствующий материал, иллюстрации. Проведите беседы, в которых четко формулировали правила:
1. Нельзя брать спички и играть с ними.
2. нельзя без взрослых зажигать газ.
3. В отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы.
4. В случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых.
5. Если дома есть телефон, то при опасности пожара позвонить по телефону 01.
Проводя работу по ознакомлению с правилами противопожарной безопасности, важно вызвать у детей чувство осуждения того, кто не соблюдает эти правила, воспитывать бдительность.
Знакомить детей с таким явлением, как пожар, необходимо уже в младшей группе на примере произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Сначала ребёнку объяснить, что такое пожар, какие последствия бывают при этом. Дети должны понять, что пожар – большая беда, люди остаются без жилья и всего необходимого для жизни.
В старшей и подготовительной группах необходимо регулярно проводить беседы, на которых разъяснять детям правила противопожарной безопасности и поведения при пожаре.
За детство без травм
В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах. 87 – 90 % всех несчастных случаев составляет бытовой (не транспортный) травматизм.
По тяжести и неблагоприятным последствиям среди бытовых травм на первом месте стоят случаи падения детей с высоты, что влечет за собой черепно-мозговые повреждения и переломы костей опорно-двигательного аппарата.
Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых. Дети должны расти здоровыми, и в этом им надо разумно помогать: прививать навыки безопасного поведения, формировать представления о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
Чтобы учить детей быть осторожными, осмотрительными, необходимо создать у детей понятие о травматизме, научить их подавлять в себе стремление неразумно рисковать в опасной для жизни ситуации. Важно чтобы дети усвоили наиболее типичные опасные ситуации, запомнили их и использовали эти знания в своей жизни.
Анализ большого количества травм помог выявить более 100 типичных опасных ситуаций, во время которых были получены разного рода повреждения.
В дошкольных учреждениях занятия проводятся в старшей и подготовительной группах, на которых обсуждаются опасные ситуации, делаются вывод, и ребята сами подводят итог, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА У ДЕТЕЙ
Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остро социальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности. В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тысяч детей, получивших травму головы, и примерно 20 тысяч из них всю жизнь страдают от ее последствий.
В Западной Европе и США профилактикой травматизма у детей начали заниматься в 30 годах нашего столетия. Все попытки снизить процент детского травматизма не имели успеха. Отсутствовала система в работе. Только в 1951 году в Нью-Йорке в «День здоровья» была принята программа, предусматривающая воспитание медицинских кадров, изучение природы несчастных случаев у детей, а также воспитание родителей. А позже, в 1954 году, организована комиссия по борьбе с детским травматизмом.
В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 года директором Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 году при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 году в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И.Турнера был организован методический центр.
В 1960 году в Москве создается научно – методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого, в 1970 году детский травматизм составлял уже 20 % от травматизма всего населения Москвы.
С 1972 года при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 года – Всесоюзный научно – организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно – исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова.
При Центре организован общественный совет, в состав которого помимо представителей общественных организаций входят работники народного образования и здравоохранения, министерств и ведомств, телевидения, печати и других организаций. На заседаниях совета обсуждается деятельность различных организаций, заслушиваются результаты их работы, вносятся предложения в адрес отдельных учреждений и организаций. Цель – активизировать профилактическую работу заинтересованных ведомств по снижению всех видов детского травматизма.
За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.
Повысилась эффективность стационарной и поликлинической помощи детям, получившим травмы. При детских больницах организованы травматологические пункты с кабинетами долечивания, что значительно улучшает качество оказания помощи детям и снижает число детей, нуждающихся в госпитализации.
Научно – исследовательские институты травматологии и ортопедии оказывают организационно – методическую и практическую помощь при лечении детей, получивших различные травмы.
Тем не менее, уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.
В настоящее время бытовые нетранспортные травмы составляют от 80 до 90 % всех случаев. На травматизм дошкольников попадает 1/4 часть всего детского травматизма, хотя дети этого возраста в основном все находятся под присмотром взрослых.
Травмы детей можно классифицировать:
по возрастному принципу:
грудного возраста - 3,5 %
от 1 до 3 лет - 9,5 %
от 3 до 7 лет - 22 %
от 7 до 15 лет - 65 %
по характеру повреждений:
сотрясения мозга - 35 %
переломы - 46 %
прочие - 19 %
Из таблицы видно, что 22 % детей, получивших повреждения, составляют дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Только в Москве ежегодно лечебные учреждения регистрируют примерно 136 тысяч травм. Конечно, не все дети получают серьезные травмы. По имеющимся данным, только 10 % обращаются за медицинской помощью. Однако у 60 % детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7 % детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7 % детей отмечаются эпилептические припадки.
В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего. Родители вынуждены оставлять рабочие места, ухаживая за ребенком, что наносит немалый экономический ущерб государству. Кроме того, один день пребывания ребенка с травмой в стационаре стоит около 8 рублей, а лечение в целом – свыше 100 рублей. А кто подсчитает моральный ущерб?
Тяжелым по своим последствиям и массовости являются случаи водно – транспортного травматизма, которые нередко кончаются гибелью или оставляют детей инвалидами на всю жизнь.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.
Прежде всего – в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, удар о батареи, стеклянные двери и т.д.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.
Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
На первый взгляд кажется, что травма ребенка – явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем – то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
укусы (собака, кашка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
в процессе подвижных игр («Салочки», «Прятки», «Жмурки», бег наперегонки, спрыгивания и т.д.);
в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях;
при катании на велосипеде, самокате;
при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.
Пальцы помогают говорить
Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Развивать моторику пальцев, а значит улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям. Проявите терпение и настойчивость! Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детства в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук, поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и разгибает его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Например: можно давать малышу катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.
Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой).
Начиная с полутора лет, детям дают более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнурка. Можно изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из толстой однотонной ткани с пришитыми яркими пуговицами. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Малыш 3 – 4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнение вместе. Самое главное – четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности, легкости движений.
Этот пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, (Разгибать кулачок по одному,
Этот пальчик – папочка, придерживая те, которым еще
Этот пальчик – мамочка, не время распрямиться)
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Вечер – утро.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать, (Складывать по одному,
Этот пальчик – прикорнул, начиная с мизинца,
Этот пальчик уж заснул, загибая их большим)
Будет солнце припекать,
Будут пальчики вставать,
Встали пальчики, ура!
Им играть уже пора. (Разогнуть все сразу)
Для детей старше 4 лет добавляются новые упражнения.
Пальчик, мальчик, где ты был?
Пальчик, мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, (Большой палец мягко отска -
С этим братцем щи варил, кивая «здоровается» с поду -
С этим братцем кашу ел, шечками остальных пальцев
С этим братцем песню пел. руки в такт словам)
Советы родителям
Наши пальчики играют
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Мы рекомендуем такие игры:
— Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое».
— Игры с водой.
— Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие).
— Игры с пластилином.
— Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».
— Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками».
— Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
— Игровые задания должны постепенно усложняться.
— Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
— Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!).
— Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.
— Недопустимо переутомление ребенка в игре.
И.Л. Саво
Советы родителям
Воспитание в семье
Правильно организованное семейное воспитание — важнейшее условие физического и умственного развития ребенка.
Прежде всего перед родителями стоит задача серьезно и ответственно заниматься воспитанием и обучением ребенка в семье. Учить всему нужно терпеливо и последовательно.
Иногда родители путают неумение, затруднение ребенка выполнить то или иное задание с нежеланием. Надо постараться понять ребенка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию.
С детьми необходимо заниматься систематически. Развитый познавательный интерес служит могучим побудительным стимулом в учебной и трудовой деятельности и помогает овладевать знаниями, умениями, навыками. При этом важно, чтобы материал, преподносимый ребенку, был не сверх меры трудным, но и не слишком легким, не требующим от ребенка усилий для его освоения. Обучая, необходимо опираться на уже имеющийся у детей опыт и выявившиеся интересы.
Надо воспитывать у ребенка выдержку, спокойствие, настойчивость, систематичность, наблюдательность, внимание, усидчивость и терпение.
Всем членам семьи, участвующим в воспитании ребенка, необходимо выработать единые требования. Это очень важно, так как различные требования, привычки, установки (особенно противоречивые), окружающих отрицательно влияют на психику и поведение ребенка.
С ребенком следует много играть, разговаривать на разные темы; нужно читать ему книги, проводить совместные прогулки, посещать всей семьей музеи, театры — это разовьет у него познавательный интерес и способности, а также сделает семью дружной, готовой к взаимопомощи.
И.Л. Саво
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
стендовый материал "Выбор домашнего животного в соответствии с темпераментом ребенка" Цветное
Папка передвижка для родителей. Родителям моих деток очень понравилось....
Стендовый материал "Астрология о домашних животных"
Стендовый материал "Астрология о домашних животных"...
Стендовый материал для родителей "Времена года"
Данный стендовый материал поможет родителям рассказать детям о временах года, их особенностях....
Стендовый материал "Профилактика зависимости от информационных систем"
О вреде чрезмерного увлечения дошкольниками компьютерными играми, мобильными телефонами, просмотромТВ. Информация для родителей и воспитателей ....
Стендовый материал
Игры на кухне...
Стендовый материал
Чем можно играть дома....
Стендовый материал
Карандаши...