Статья "Внимание и внимательность"
статья (младшая группа) на тему

Кренева Ирина Владимировна

Статья о развитии внимания и внимательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_i_vnimatelnost.odt26.39 КБ

Предварительный просмотр:

 

       Родителям о внимании и внимательности

   

      Сегодня мы хотим Вам рассказать о внимании и внимательности и постараться найти ответ на вопрос: «Важно ли быть внимательным?» В последнее время все больше детей, а значит, и взрослых, общающихся с ними, страдают от невнимательности. В чем причины такой ситуации? Во-первых, физиологические проблемы в развитии ребенка до и после рождения:  во-вторых, недостаток психолого-педагогических знаний у родителей. Можно назвать и еще одну причину, которая связана с современными условиями развития и воспитания детей и ролью взрослых в этом процессе. Современный малыш с рождения оказывается в ситуации технического прогресса, на него изначально обрушивается стремительный поток информации (раздражителей), а взрослый часто не умеет ограничивать этот поток: сортировать, подбирать нужную информацию и учить избирательно сосредотачиваться на ней. Быть внимательным ребенку необходимо, прежде всего, для успешного познавательного развития и обучения, но не только. Внимательный человек быстрее и легче справляется с новой задачей, лучше контактирует с людьми. А развивать внимательность, как и любую способность необходимо с раннего детства.      

       Ранний возраст является одним из самых трудных в воспитании внимательности, поскольку в этом возрасте ребенок очень активен, нетерпелив, стремиться к самостоятельности, его поведение порывисто и импульсивно, взрослому бывает нелегко заставить малыша сосредоточиться.

Развитие внимания необходимо для того, чтобы ребенок учился достигать определенной цели и умел доводить какое-либо дело до конца. Некоторые родители спохватываются о том, что ребенок недостаточно внимателен лишь в начальной школе. Однако начинать развивать внимательность можно с раннего возраста (до года), правда необходимо помнить, что до возраста 6-7 лет у детей внимание непроизвольное. То есть они не могут по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. Привлечь их внимание может лишь что-либо интересное и яркое. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут. Развитие внимания также необходимо для формирования другого важного навыка – усидчивости, которая обычно появляется в возрасте 5-6 лет и позволяет ребенку заниматься уже около 15 минут.

Все занятия на развитие внимания нужно проводить в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно. Кроме того, необходим и ваш искренний интерес, необходимо учитывать все индивидуальные особенности вашего ребенка и его возраст. Для детей первых 2 лет вполне достаточно 5-минутных занятий. По мере взросления и новых достижений малыша длительность можно увеличивать. Однако не стоит превышать 10-15 минут. Главное регулярность ваших игр и позитивный настрой. Неразрывно связано и с развитием внимания. Поэтому пальчиковые игры и упражнения для развития моторики рук очень полезны, кроме этого они способствуют развитию речевых навыков.

Для формирования внимания ребенка обязательно сопровождайте все ваши действия словами. Комментируйте все, делитесь своими мыслями и планами. Помогайте крохе наводящими вопросами («Что мы сейчас делаем?», «Как мы будем дальше делать» и т.п.). Не предлагайте сразу ваши ответы, пусть ребенок соберется мыслями и подумает.

Если малыш все время крутится, вертится и отвлекается от занятия, то нужно мягко привлекать его внимание на то, что вы сейчас делаете. Фразы «Успокойся», «Не вертись» не помогут вам увлечь малыша. Пробуйте заниматься тем, что интересно крохе. Если мальчика привлекают машинки/паровозики, то используйте эти предметы в ваших играх.

Если ребенок сейчас в резвом настроении, то не стоит настаивать на занятиях, дайте крохе побегать или займитесь играми на физическое развитие.

Ни в коем случае не ориентируйтесь на достижения других детей и рассказы других мам. Принимайте своего малыша таким, какой он есть, учитывайте его индивидуальность. Продолжительность ваших занятий должна быть такая, сколько малыша может высидеть. Если это 5 минут, то и занятие должно проходить 5 минут. Главное, не бросайте ваших занятий!

Игры, развивающие внимание, для детей 2-3 лет

     Чем взрослее ребенок, тем сложнее должны быть задания. Конечно начинать необходимо от простого к сложному.

Игра «Прятки».

Спрячьте знакомы для ребенка предмет и предложите его поискать. Для ребенка 1-1,5 лет можно просто положить игрушку на видное место, чтобы он смог легко найти ее. Когда малыш поймет суть игры постепенно усложняйте задание – накрывайте игрушку платочком, прячьте игрушку за другие предметы.

       Игра «Найди звук»

Для этого вам понадобится игрушка со звуковым сигналом (достаточно длительным). Прячем ее и предлагает крохе поискать данный предмет по звуку. Для начала прячьте игрушку так. Чтобы малыш смог легко найти ее, постепенно усложняйте задание. Помогайте крохе, если он испытывает затруднение. Эта игра помогает ребенку развить слуховое внимание, что очень важно для речевого развития.

                     Игра «Что пропало?»

Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту крохи, для самых маленьких достаточно 3 игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не хватает.

Игра «Найди пару»

Перед ребенком выкладываются несколько пар одинаковых игрушек или предметов (например, 2 ложки, 2 пирамидки, 2 кубика) и ему предлагается по очереди найти пару для определенного предмета. Для малышей до 2 лет оптимально использовать не более 5 пар предметов, для детей постарше задача соответственно усложняется.

Игры с сыпучими материалами.

Предложите малышу смесь из крупных фасолин и грецких орехов, и попросите его разложить их по разным емкостям. Для фасоли можно предложить бутылку с узким горлышком. Задание можно усложнять – раскладывать предметы с помощью ложки, пинцета. Это задание прекрасно развивает мелкую моторику рук и внимание.

                                        Игры на сортировку предметов.

Предложите ребенку собрать кубики (или любые другие предметы) по цветам, форме, размеру.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть внимательным-это войти в положение другого человека и проявить заботу.

Классный час имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию учащихся нравственных качеств: отзывчивости, человечности и милосердия; воспитанию культуры, развитию и...

клуб внимательных пешеходов

Проверка и закрепление знаний правил дорожного движения........

Комплекс занятий на тему "Внимательное отношение к своему здоровью"

С помощью этих занятий дети познакомятся с строением своего тела, понятиями "микробы","витамины". Получат знания в областях: гигиена, здоровое питание, физическая культура, анатомия....

Клуб внимательных пешеходов

Клуб внимательных пешеходовСовместное развлечение  детей старшей группы компенсирующей направленности с родителями по  правилам дорожного движения.1.      закр...

Родительское собрание на тему:" Как помочь ребенку быть внимательнее"

Собрание-студия для родителей, совместное с психологом....

Развивающее занятие для старших дошкольников "Будь внимательным!"

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является подготовка детей к школе. А значительно облегчает ребенку процесс учения такое качество, как направленность психической деятельности. Ины­...