Консультации для родителей.
консультация на тему

Чипуляева Юлия Александровна

Игра — традиционный, признанный метод обучения и вос­питания дошкольников. Это уникальное средство ненасиль­ственного воспитания маленьких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvat_igraya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАТЬ ИГРАЯ.

Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Здесь мы действуем по известной логике: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект. В конце концов такая игра наскучивает ему самому.

Если представить себе нормального здорового ребенка, окруженного множеством игрушек, но совершенно лишенного общества старших (детей и взрослых), можно предположить, что он будет производить с ними лишь самые простые манипуляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.

Научить играть его могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течение многих десятилетий такими «учителями» были старшие дети. Во дворе, в большой семье, в коммунальной квартире игры и умение играть передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье он один, двора и дворовых детей нет, квартира отдельная.

Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. «Взрослое» ли это дело — играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но в детском саду дети того же возраста, которых тоже не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.

А от взрослых — родителей и воспитателей — ребенок слышит одни нотации и призывы быть таким-то и таким-то. Но обрести все эти ценные качества ребенок может только в процессе собственной деятельности, собственного опыта. В дошкольном возрасте главной и самой развивающей деятельностью ребенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку в его развитии, они должны играть с ним.

Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в которой взрослый одновременно является и организатором, и участником игры. В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения. Правила игры становятся той «точкой опоры», с помощью которой можно осознать и оценить свои действия.

Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные внеситуативно-личностные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.

Игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил.

Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность этих правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т.п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в своем собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.

Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.

И наконец, третьим условием, облегчающим ребенку управление своим поведением, является то, что многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

Развивающие игры для малышей

Начинать можно с самого простого. Например, вы изображаете автомобиль, а ребенок — птичку, которая скачет по дорожке. Как только «загорается красный свет», птичка должна убежать в свое гнездышко и спрятаться, а автомобиль спокойно и важно проедет по свободной дороге. С появлением зеленого сигнала птичка опять может выскочить на дорогу и спокойно гулять.

Эта простая игра, которую любят уже двух-трехлетние малыши, приучает ребенка вовремя выполнять определенные действия и сдерживать свою двигательную активность.

Потом правила игры можно усложнять, но желательно, чтобы все они предусматривали определенное ограничение спонтанной активности, сдерживание непроизвольных, импульсивных реакций. Например, вы показываете малышу картинки с изображениями знакомых животных: зайчика, собаки, кота, а он должен их называть, но не сразу (и в этом вся трудность), а только после того, как взрослый скажет: «Раз-два-три, говори!»

Такая задержка высказывания очень нелегко дается малышам. В то же время именно она делает игру интересной и полезной. За каждый вовремя данный ответ можно давать награду — палочку или кружок из бумаги. Если так играют двое или несколько детей, можно устроить соревнование: кто больше получит призов?

А вот еще одна игра. Выглядит она как соревнование по спортивной ходьбе. Дети должны как можно быстрее дойти от одной черты до другой, но не бежать, а идти. Кто побежит, тот «сошел с дистанции». Сдерживание такого естественного для дошкольников движения, как бег, особенно трудно дается им, но в то же время это оптимальный способ научить ребенка владеть своим поведением.

Подобные игры, несмотря на внешнюю простоту их правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и являются определенным шагом в овладении своим поведением. И, что особенно ценно, это преодоление происходит не по приказу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию самого ребенка. Эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку.

Игра с правилами не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного возраста. Постепенно правила усложняют. Однако следует помнить, что слишком трудные правила, которые ребенок еще не может выполнить, могут убить у него интерес к игре, отнять уверенность в своих силах и желание играть вместе со взрослым.

Материал подготовила воспитатель Чипуляева Юлия Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...