Рабочая программа средней группы
рабочая программа (младшая группа) по теме
Выдержки из рабочей программы для родителей средней группы: пояснительная записка, цель и задачи образовательной программы для детей 4-5 лет (средней группы), целевые ориентиры на этапе завершения возрастного периода 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_i_zadachi_obrazovatelnoy_programmy_dlya_detey_4.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель и задачи образовательной программы для детей 4-5 года (средняя группа)
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям .Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, художественно-эстетической, физического воспитания, изобразительной деятельности.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: | Для реализации образовательной программы ДО ставит следующие цели и задачи: | Для достижения поставленных целей ДО, воспитателями группы ставятся задачи: |
|
|
|
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средней группы (4-5 лет)
Игровая деятельность | В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. |
Рисование | Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. |
Конструирование | Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. |
Физическое развитие | Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом |
Восприятие | К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. |
Память | Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. |
Мышление | Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. |
Воображение | Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. |
Внимание | Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. |
Речь | В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. |
Общение ребенка с взрослым | Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен |
Общение ребенка со сверстниками | Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. |
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Целевые ориентиры на этапе завершения возрастного периода 4-5 лет (планируемые результаты)
Образовательная область | К концу года дети могут |
Социально-коммуникативное развитие |
Для полноценной реализации программы в области «Социально-коммуникативное развитие» в своей работе используем дополнительные методики Федотова А. М., Буре Р.С, Белая К.Ю., Губанова Н. Ф., Петрова В.И., Саулина Т.Ф., Степаненкова Э.Я.[1] |
Познавательное развитие | Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования; проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка); уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе); рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным т.д) Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину); считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»; сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар); раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду; различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия; находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); различать левую и правую руки; определять части суток. Для усвоения программы в области «Познавательное развитие» в своей работе используем дополнительные методики Павлова Л.Ю., Шорыгина Т.А.[2] |
Речевое развитие |
Для реализации усвоения программы в области «Речевое развитие» в своей работе используем дополнительную методику О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной. [3] |
Художественно-эстетическое развитие | Выделять выразительные средства дымковской и филлимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям. В рисовании: Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. В лепке Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов. В аппликации: Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. В конструировании: У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки. У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления). Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними). Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.). Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними. Развивается творчество, изобретательство. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок. Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами. Учатся мастерить элементарные игрушки оригами. Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала. Учатся пользоваться ножницами, клеем. Развивается деловое и игровое общение детей. Для усвоения программы в образовательной области «Художественное развитие» в своей работе используем дополнительную методику Лыковой И.А. [4] |
Физическое развитие | Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
Для реализации оздоровительно-закаливающих мероприятий используем методику: Прохорова Г.А.[5] |
[1]Федотова А.М.. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-112с.-(Библиотека воспитателя). Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7лет) - М.: Мозаика – Синтез, 2013г.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
Федотова А.М.. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-112с.-(Библиотека воспитателя
[2]Павлова Л.Ю., Шорыгина Т.А
[3] О.С.Ушакова, Е.М.Струнина Развитие речи детей 4-5 лет «Вентана-граф», 2007.
[4] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. М.: «КАРАПУЗ», 2009. - 144 с.
[5] Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет: практическое пособие-М.: Айрис-пресс, 2010.-80.:ил.-(Культура здоровья с детства).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа составлена для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...
Рабочая программа средней группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.)
Рабочая программа воспитателя Средней группы №2 «Разноцветные бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2016-2017 учебный годКалендарно-тематическое планирование(п...
Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...