Воспитание чесности и правдивости у детей.
консультация на тему

Паршина Елена Ивановна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_chestnosti_i_pravdivosti_u_detey.odt12.14 КБ

Предварительный просмотр:


Воспитание честности и правдивости

у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей

Поговорим о честности.

- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с  детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это означает открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

- Честность - это открытое, искреннее отношение к людям и вещам,

- Каковы причины детской лжи?

- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:

- боязнь наказания за поступок,

- отрешение переложить свою вину на другого ребенка,

- желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

- Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.

Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядел храбрым и умным, находчивым и ловким,

- Я самый сильный! - утверждает 5—летний фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят, Ребенку не говорят "Ты выдумываешь!“, "Это неправда!" ”Не лги!" или оскорбительное "Врешь!“ Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.

- Можно ли недоверием воспитывать правдивость?

- Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел - понравилось – захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью - выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину, "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

- Психолог Л, Наумов в книге " Год за годом" отмечает: у 4-летнего ребенка: понятие о "праве на собственность“ весьма своеобразна: он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что "владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой" . Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада игрушки или какую-либо другую вещь.

- Как вы думаете. какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

-Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом, И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т‚е. подчеркивается: отрицательный поступок - случайность)". Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь и нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.

- Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после прогулки там ничего не оказалось;

- Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?

- Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае.

Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, ин0гда Даже пытается делать “пробы" в нечестных поступках. Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.

: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить ее на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет, чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.

- Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку, Положи ее пока отдельно, а то забудешь подклеить её, - спокойно замечает воспитатель.

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы не замечая ее состояния, говорит:

- Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортит. Честные дети всегда говорят об этом открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль за действиями детей, особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.

- Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?

- Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним ,  внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие В целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности, Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений Дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях,

- Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:

- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

- соблюдай правила игры;

- любое поручение выполняй добросовестно;

- дал слово - держи его;

- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

- не бери без спросу чужого;

- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность, (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей К очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: ‚любое правило, эмоционально  пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.

- Какие ситуации может предложить детям воспитатель?

- Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми....

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – это период первоначального становления личности ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности: формируется соподчинение мотивов, развиваются нравственные представ...

Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "

Доклад на педагогический совет "Воспитание честности  и правдивости у детей дошкольного возраста "...

Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста."

Родителями закладываются основы характера ребнка. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания. но каждая в разной степени нуждается в квалификационной педагогической помощи.Не всякий...