Адаптация ребенка к условиям ДОУ посредством нетрадиционного рисования
консультация (младшая группа) на тему

Скворцова Ольга Станиславовна

Занятия изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться с помощью рисунков, в которых отражается его эмоциональное состояние.В работе я использую  определенные техники нетрадиционного рисования. ( рисование пальчиком , ладошкой, ватной палочкой, печать трафаретом, рисование мелками и др.)                                                                                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка  к условиям в ДОУ посредством нетрадиционного рисования.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.                                                        

        Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.                                                                                                Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.         Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. Изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.        Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.                        Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей.                                                                

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться с помощью рисунков, в которых отражается его эмоциональное состояние; в рисунках он может выразить свое отношение к окружающему миру.                        

Работая с детьми раннего возраста основной целью  педагогической работы является  создание максимально благоприятных условий для адаптации детей в детском саду посредством нетрадиционных методов рисования.                                                                                                Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:                                                                                                        1. Создать новые условия образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении.                                                                        2.Формировать способность устанавливать эмоциональный контактсо взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта посредством нетрадиционных методов рисования.

В работе я использую  определенные техники нетрадиционного рисования.                                                                        

        «Рисование пальчиком». Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                                                                                        «Рисование ладошкой». Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.                        «Точечный рисунок».        Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.                                         «Рисование ватными палочками». Ватная палочка окунается в густую краску.        

        «Оттиск печатками из пробки или ластика». Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.                                                                        «Печать по трафарету».Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.                                        «Кляксография обычная».Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.                                                                                «Оттиск смятой бумагой».Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.                                                                                                «Набрызг».Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.                                                                «Отпечатки листьев».Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.        «Поролоновые рисунки».Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).                                                                        «Тычок жёсткой полусухой кистью».Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.                                                                        «Рисование мелками" асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

На протяжении всего адаптационного периода  ведется индивидуальная работа с каждым ребенком, так как все дети разные, у каждого присутствуют индивидуальные особенности, поэтому и процесс адаптации у каждого ребенка протекает по разному. Так же на протяжении всего адаптационного периода в группе оборудован         уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге, который  позволяет малышу в любое время выразить свои эмоции на листе бумаги.                                        

        Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ»

laquo;Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ»...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...