Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС дошкольного образования
статья на тему
В данной статье рассказано о деятельности педагогов, ориентированных на применение активных форм взаимодействия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii-vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_kontekste_fgos.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Областная выставка - конкурс учебно-методических материалов
«Инновации-2016»
Направление: дошкольное воспитание и образование.
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС дошкольного образования
Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»
В настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание проблемам семьи, вопросам семейного воспитания, укреплению сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на применение активных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» задачей дошкольного учреждения является организация «взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам семьи и в нём особое внимание уделяется работе с родителями. Согласно ФГОС работа с родителями должна иметь дифференцированный характер, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, социальные запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение педагогической грамотности семьи. ФГОС определил и требования к организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьёй, оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и обеспечения необходимой коррекции нарушений их развития. Важно обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) могут принимать участие в разработке части образовательной программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов детей, родителей и педагогов.
В связи с вышесказанным поиск новых форм работы с родителями является актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
-установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
-объединение совместных усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в образовательное пространство в ДОУ разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия подбираются таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям и желаниям педагогов.
При взаимодействии с родителями важно поддерживать доброжелательный стиль общения.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (наглядная агитация в «уголках для родителей», консультации, беседы, анкетирование, посещение семей, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, родительские собрания и др.) стали активно использовать и другие формы и методы работы с семьёй: «круглый стол»; тематические выставки; семейные спортивные встречи; семейные проекты; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; сайт воспитателя и ДОУ; дни добрых дел; совместная проектная деятельность; организация выездных мероприятий; «почтовый ящик»; мастер-класс; коллекционирование.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно точно сказать, что воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями. Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Пока ещё инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда ещё так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов на интересующие их темы, предлагают куда-нибудь вместе выйти (за пределы детского сада). Ребёнок после таких встреч чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: многие родители стали активными незаменимыми помощниками воспитателей. Считаю, что формируемая система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты и активное участие родителей в жизни детского сада: экологическая акция «Чистый берег», «Покормите птиц зимой»; благоустройство участков и оформление групп; фотовыставки; выставки поделок и рисунков; конкурсы гирлянд, панам, веселых грядок, волшебных пеньков; организованные выездные мероприятия, походы; выпуски стенгазет; коллекционирование; наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей», повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий.
В конце учебного года среди родителей проводился опрос с целью изучения степени удовлетворённости родителей оказываемыми образовательными услугами ДОУ. В результате 96% родителей довольны тем, что их ребёнок посещает детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива. Однако еще есть резервы, необходимо активно продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей в рамках мастер-класса....
Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...
Презентация опыта работы «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Представление опыта работы...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...
Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...