Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Мыскова Татьяна Николаевна

В данной статье рассказано о деятельности педагогов, ориентированных на применение активных форм взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная выставка - конкурс учебно-методических материалов

«Инновации-2016»

Направление: дошкольное воспитание и образование.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС дошкольного образования

Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»

В настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание проблемам семьи, вопросам семейного воспитания, укреплению сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на применение активных форм взаимодействия с родителями.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»  задачей дошкольного учреждения является  организация «взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым  социальным запросам семьи и в нём особое внимание уделяется работе с родителями. Согласно ФГОС  работа с родителями должна иметь дифференцированный характер, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, социальные запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение педагогической грамотности семьи. ФГОС определил  и требования  к организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьёй, оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и обеспечения необходимой коррекции нарушений их развития. Важно обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение  компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) могут принимать участие в разработке части образовательной программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов детей, родителей и педагогов.

В связи с вышесказанным поиск новых форм работы с родителями является актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

-установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

-объединение совместных усилий для развития и воспитания детей;

-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

-приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных  форм  работы.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в образовательное пространство в ДОУ разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия подбираются таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям и желаниям педагогов.

При взаимодействии с родителями важно поддерживать доброжелательный стиль общения.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (наглядная агитация в «уголках для родителей», консультации, беседы, анкетирование, посещение семей, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, родительские собрания и др.) стали активно использовать и другие формы и методы работы с семьёй: «круглый стол»; тематические выставки; семейные спортивные встречи; семейные проекты; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; сайт воспитателя и ДОУ; дни добрых дел; совместная проектная деятельность; организация выездных мероприятий; «почтовый ящик»; мастер-класс; коллекционирование.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас  можно точно сказать, что воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями. Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Пока ещё инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда ещё так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов на интересующие  их темы, предлагают куда-нибудь вместе выйти (за пределы детского сада). Ребёнок  после таких встреч чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: многие родители стали активными незаменимыми помощниками воспитателей. Считаю, что формируемая система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты и активное участие родителей в жизни детского сада: экологическая акция «Чистый берег», «Покормите птиц зимой»; благоустройство участков и оформление групп; фотовыставки; выставки поделок и рисунков; конкурсы гирлянд, панам, веселых грядок, волшебных пеньков; организованные выездные мероприятия, походы; выпуски стенгазет; коллекционирование; наличие положительных отзывов в  «Книге отзывов родителей», повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий.

В конце учебного года среди родителей проводился опрос с целью изучения степени удовлетворённости родителей оказываемыми образовательными услугами ДОУ. В результате 96% родителей довольны тем, что их ребёнок посещает детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива. Однако еще есть резервы, необходимо активно продолжать работу в данном направлении.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...

Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...