Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников.
консультация на тему
Показаны негативные последствия длительного пребывания ребенком перед телевизором и указаны пути предотвращения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_televideniya_na_rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 94.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников.
Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, чтобы уделять достаточное количество детям.
Как показали специальные исследования, в наше время 25% детей пятилетнего возраста страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей такого же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и рабочих. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и малышей. Заставляет задуматься, что больше всего ребята любят смотреть взрослые передачи в вечерних программах.
ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше. Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ.
Вот еще некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:
- снижение самоконтроля;
- возбудимость;
- неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения (из- за пассивного потребления информации);
- поверхностное восприятие;
Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами - искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.
Часто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.
Как предотвратить проблему?
- Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью "засыпательного" ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, - это на пользу. Малыши любят, когда все идет "по плану".
- Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам - не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
- Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали:). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия - рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
- Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.
- После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
- Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи.
Чем заменить телевизор ребенку?
Компьютер – не лучшая замена телевизору. Вы не раз слышали, что диски с обучающими программами так нравятся детям! Они помогают освоить языки, расширить словарный запас, учат считать. Да и чем какая-то программа лучше мамы? Изучайте с ребенком английские (французские, немецкие) слова, считайте мячики (машинки, кубики). Такие уроки и полезны и приятны. Стоит попробовать, чтоб убедиться!
Прогулки
Больше материала для исследования, чем на улице, не найти. Какая телепередача сравнится с игрой в снежки или плетением венка из одуванчиков?!
Экскурсии
Отправляйтесь в зоопарк или в парк. Впечатлений от их посещения ребенку хватит на целую неделю. Предложите нарисовать зверей, которых вы видели, или вспомнить названия цветов. Прекрасная тренировка для памяти!
Спорт
Бассейн, площадка, каток – вот где можно утолить жажду движения. Наверняка у вас есть и другие варианты. Главное не сидите дома, переключая программы. Пусть ребенок поймет: мир не ограничивается телевизором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние телевидения на речевое развитие ребенка
Печатная консультация в уголок логопеда. Знакомит родителей с информацией о вреде безконтрольного просмотра телепередач детьми дошкольного возраста. Родиителям даются рекомендации п...
Влияние телевидения на речевое развитие ребенка
Печатная консультация в уголок логопеда. Знакомит родителей с информацией о вреде безконтрольного просмотра телепередач детьми дошкольного возраста. Родиителям даются рекомендации п...
Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Арттерапия, ее виды, значение, новизна в работе с дошкольниками....
Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Арттерапия - средство познания себя и окружающего мира....
Консультация на тему: "Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников" с использованием речевого материала
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями тела и кистей рук, которые имитируют движения языка и челюсти, с включением системы упражнений на развитие сылы...
Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников
Консультация для родителей о влиянии телевидения на речевое развитие ребёнка-дошкольника...
«Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников».
Телевидение сегодня является одним из самых популярных и распространенных средств массовой информации. Оно играет важную роль в нашей жизни, предоставляя нам информацию, развлечения и в...