Vfnthbfks lkz hjlbntktq
консультация на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в помощь родителям | 98.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Почему мы решили обратить ваше к проблеме развития речи
ребенка?
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его
ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь
развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является
самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном
возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется
совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно
заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний
по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф,
зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с
окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет
выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы
переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно
говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно,
логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
- Какой должна быть речь ребёнка?
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой
Ясной и чёткой
Но что же мы видим на самом деле?
По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети
не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:
• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
• Бедная речь - недостаточный словарный запас
• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов –
«паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность
построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать
текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
Прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей, мне
хотелось бы дать краткую возрастную характеристику появления и совершенствования
грамматических категорий и связной речи.
Ребёнок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и
множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование
прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное
яблоко), согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл,
мама пришла), склонение существительных (игрушке, игрушкой).
Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи)
четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.
Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на
вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3
предложениями.
К 5-ти годам дети начинают осваивать образование множественного числа родительного
падежа существительных (одна кукла - много кукол), согласование существительных с
прилагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми
котятами). В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет
предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около)
Словарный запас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и
глаголами повелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнего
ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающие слова,
группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощи и т.д.)
В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают
прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку,
короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности
высказывания: темп, высота и сила голоса.
На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет
образовывать слова с помощью суффиксов (футбол - футболист), приставок (ехал -
приехал), уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик). Правильно употребляют
существительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон,
песен).
К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете.
Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет,
вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое, зелёное,
большое, сладкое. Это фрукт, его едят).
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок
способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в
логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события,
предшествующие изображённым на картине, и последующие.
Дети семи лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и
деепричастия (вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе
(красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильно употребляют
родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест,
зим).
Употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому
что… Помогу, если…). Дети этого возраста правильно согласовывают слова в
предложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-
лесник-лесовик).
Речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи,
фрукты, домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой -
несложный, чужой - неродной, воин-боец) и антонимы (горячий - холодный, храбрый -
трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ –
это…).
У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы,
подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями, способен построить
краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно,
последовательно и связно.
Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть
это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность
детей - игровая
1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.
Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к
бабушке или в детский сад. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови
одним словом», «Из чего – какой?» и многие другие.
2. Речевые игры с использованием игрушек.
Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью
приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. (Машина ехала
по дороге, проехала мимо иагазина, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы,
заехала в гараж). С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно
повторить пространственные предлоги (зайчик сидит рядом с мишкой, лягушка находится
между машинкой и мячиком и т.д.); составить небольшой описательный рассказ любимой
игрушки.
А для закрепления навыка поиграть в игру « Отгадай по описанию»( когда роли
загадывающего и отгадывающего меняются)
3. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений.
Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А
можно пофантазировать и придумать сказке другой конец (Как ты думаешь, что бы
произошло, если бы Колобок не встретил Лису?) Этот же приём можно использовать на
знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор
нашему творчеству.
4. И самые энергоёмкие для родителей, но самые интересные для наших современных
детей – это компьютерные речевые игры. Компьютерных игр в магазинах можно найти
очень много, но, к сожалению, это чаще всего «стрелялки» и «бродилки».
Используя программу Microsoft PowerPoint можно самому создавать замечательные речевые игры в виде
электронных презентаций на любую тематику. Не бойтесь экспериментировать! Всё
зависит от вашей фантазии.
И напоследок мы хотим вам сказать: (памятка для родителей)
• В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на
собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным
тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому
следите за своей речью, за её правильностью
• Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка
возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам
• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение
должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
• Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе.
Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой
Любите своих детей, помогайте им.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!
Подготовила:Е.С.Кудрявцева
Декабрь 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Rjycekmnfwbz lkz hjlbntktq Как провести выходной
Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Может в парк? Конечно же решающее слово остаётся за ребёнком, это один из моментов , когда ребёнок чувствует свою сопричастность со взрослым в семье и р...
Rjycekmnfwbz lkz hjlbntktq Развитие познавательных способностей дошкольников посредством конструктивно-модельной деятельности
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые ...
Rjycekmnfwbz lkz hjlbntktq «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми»
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь....