Как читать детям
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
материал поможет начинающим воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chitat_detyam.docx | 18.21 КБ |
normy_teniki_chteniya.docx | 50.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Стандартный вопрос не слишком осведомленных родителей: "Как ему читать, если он ничего еще не понимает? Надо подождать лет до 2, до 3. Вот ребенок подрастет, и тогда мы станем ему читать. А пока рано".
Именно при таком подходе вырастают мало читающие или совсем не читающие дети. Если интерес не прививают родители, он может так и не появиться.
В психологии развития, в практическом воспитании ребенка существует золотой принцип создания так называемой зоны ближайшего развития ребенка. На создании этой зоны построено было все традиционное обучение: ребенок еще не может, а мы ему уже показываем. Дитя еще не знает, а мы его уже учим.
Без создания этого "пространства, опережающего текущий момент развития" ребенок и ложку не научится держать, и первое слово не скажет. Ведь родители начинают разговаривать с первых дней жизни с совершенно не говорящим еще существом.
С чтением книжек это как-то особенно четко проявляется. Тут родителю нужно сформировать интерес к абсолютно новому для малыша занятию. И надо начинать это делать достаточно рано, пока у малыша еще не пошел период первого детского негативизма — то есть в период до 2 лет. Если ребенка к этому возрасту не приучили к тому, что книжки это интересно и важно, то в дальнейшем это возможно, но уже не так органично.
На мой взгляд, чтение — это как раз одно из тех занятий, которое нельзя полностью перепоручать няне или другим помощникам. Дети так устроены, что верят не словам, а делам. И считают важным то, чем занимаются сами родители.
Например, папа может сколько угодно говорить о важности чтения. Но если сам он к книжке не подходит, а занят в основном компьютером и мобильным телефоном, то все разговоры о важности книжек для ребенка — пустой звук. Это с говорящими детьми. А с неговорящими все еще проще: они четко ориентированы на действия, и считают важным то, что с ними делают сами родители, а не бабушки и няни.
Передача культуры происходит непосредственно из рук в руки. И дело это энергоемкое. Хотите вырастить читающего ребенка — извольте потратить на это время и силы.
Если говорить об общих рекомендациях, то детям спокойным, не склонным к избыточной двигательной активности читать можно начинать в 6-7 месяцев (когда они начинают уверенно сидеть). С детьми живыми и подвижными дело обстоит несколько иначе. Они бы с радостью слушали книжку — но просто не умеют сидеть на месте. Для того чтобы им было интересно, требуется движение.
Родителям шустрых чад нужно осваивать традиционную для России практику детской потешки. В потешке элементы чтения и рассказывания соединены с игровыми движениями.
Первый шаг в освоении науки чтения малышу книжек прост. Нужно, чтобы ваш ребенок научился связывать, соотносить реальный предмет и его изображение. То есть ребенок должен понимать, что вот собачка живая, вот собачка игрушечная, а вот собачка нарисованная в книжке. Появляется связь предмета с изображением — так называемая "символическая репрезентация".
Если вы регулярно читаете ребенку, то появится такая способность между 9 и 12 месяцами — тут все зависит от индивидуальной скорости развития вашего малыша.
Первые книжки
Для полугодавалого или десятимесячного ребенка лучшая книжка — самодельный домашний фотоальбом.
Нужно напечатать дубли фотографий самых дорогих ребенку людей крупным планом и вставить в крепкий альбомчик. Тут могут быть не только люди, а и домашние любимцы (кошки-собаки), если таковые имеются, фотографии машины, деревенского дома, коляски и кроватки — словом всех тех людей и предметов, которые малышу хорошо знакомы.
И хорошо, если у вас получится хотя бы один раз в день этот фотоальбом просматривать. Через неделю или две в сознании малыша прочно свяжутся фотографии и их прообразы. Особенно хорошо просматривать такой фотоальбом в то время, когда папы или мамы нет дома. Тогда для малыша это будет еще более занятно — увидеть маму, которую нельзя увидеть на самом деле.
Далее подойдут книжки из серии "Мои первые слова" или "Мои первые животные" издательства "Росмэн". Они небольшого формата и изданы на очень плотном картоне. В них на одну страницу приходится изображение одного животного.
Не забывайте о том, что первыми малыш начинает узнавать тех животных, которых может видеть вживую. Для городского ребенка это прежде всего кошка, собака, муха и ворона. А все остальные, к сожалению, только в зоопарке. И зоопарк (его детскую часть) я очень рекомендую посетить в возрасте около года. И конечно, летом нужно использовать все возможности, чтобы увидеть настоящих "му-му", "хрю-хрю", "ме-ме" и прочих возможных.
Ребенку в возрасте около года интереснее всего то, что дышит, бегает, ползает и летает. Правда, городские дети, особенно мальчики, проявляют живейший интерес к механизмам. Как это ни грустно. Но похоже на то, что первые слова у многих детей теперь не "му-му" и "иго-го", а "би-би" и "вжжжж". С чем живем, о том и говорим.
Но если в доме есть кошка или собака, то первое слово вашего малыша с высокой вероятностью будет "ав" или "мяу".
Можно и дальше пойти по пути фотографирования и добавить в вашу самодельную книжку фотографии качелей, песочницы и первых уличных знакомых вашего малыша, а также фотографии вашего дивана, шкафа, холодильника и прочей знакомой ребенку мебели.
А когда малыш хорошо изучит и эти изображения, тогда перейти к книжке "Моя первая энциклопедия". Правило для иллюстраций то же — один предмет на страницу.
Книги следующего уровня — стихи-потешки. Это должны быть четверостишия или двустишия по мотивам русского фольклора.
Лучший, самый детский художник — это Юрий Васнецов. Многие родители помнят его иллюстрации с детства. И книжки его "Радуга-дуга", "Ладушки" неоднократно переиздавались издательствами "Росмэн" и "Планета детства". Книжки эти стоит поискать в магазинах, так как рисунки его очень созвучны мировосприятию маленького ребенка. Они немного мифологичны, но во многом совпадают с теми, почти сказочными образами козы рогатой или серого волка, которые возникают в сознании малыша.
Одна из ходовых трудностей для родителей ребенка в возрасте от года до трех заключается в том, что дети, которые полюбили читать, любят читать одно и то же.
У меня в практике был случай: на занятиях одна мама ребенка, которому было 1 год 4 месяца как-то говорит: "Поздравьте, у нас рекорд! За сегодняшний день мы прочитали „Курочку-рябу“ 112 раз!". Это, понятное дело, крайность, мама была просто героическая. Но раз 5-7 прочитать "Красную шапочку" двух-с-половиной-летнему ребенку — вполне обычное дело.
Так что готовьтесь.
Но это совсем не плохо и никакая не патология. Более того, любовь к повторениям объяснима с точки зрения психофизиологии ребенка. Дело в том, что в возрасте до 2,5-3 лет очень медленно возникают нейронные цепочки в коре головного мозга.
Важные вещи:
Выразительность голоса, преувеличенное жестикулирование и интонирование.
Развивайте актерские способности.
Помните: маленькие дети больше реагируют на эмоциональный компонент в чтении.
Очень важно подобрать качественные иллюстрации. Имеет значение и качество графики, и цветовая гамма, и композиция рисунков.
Правило — одна картинка на странице, и картинка крупная.
Книжки должны быть такого качества, чтобы и не рвались, и не мялись, и не елись, и не промокали (но по сравнению с иллюстрациями это второстепенно)
У читающих родителей, как правило, читающие дети. Главные враги книг — телевизор, компьютер.
Предварительный просмотр:
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«4» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«3» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«2» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
- Жужжащее чтение.
- Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
- Чтение перед сном.
- Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
- Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
- Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
- Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
- Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читаем детям, читаем вместе с детьми.
Читаем детям, читаем вместе с детьми....
Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»
Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...
Консультация "Читайте детям, читайте с детьми"
Как правильно выбрать книгу для ребёнка? С чего начинается знакомство с литературой? Как воспитать интерес к чтению книг? На эти и другие вопросы Вы получите ответы в данной консультации....
Читаем детям, читаем вместе с детьми!
Консультативный материал для родителей...
Что читать и как читать детям старшего возраста.
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно,...
Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"
Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...