Нарушения речи и их причины.
консультация на тему

Ирина Викторовна Гришина

консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_rechi.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения речи и их причины. 

За последние годы значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: 

  •  перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; 
  •  натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. 
  •  Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр. 

К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным. 

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. 

Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что нужно обращать особое внимание: 

  1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным). 
  2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ (ограничение объема движени). 
  3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва). 
  4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость. 

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы. 

В последствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития. 

Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц. 

Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движенпй. Поэтому полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д. 

Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз). 

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию. 

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к 4-5 месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»). 

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. 

Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда.  В качестве информации при подготовке к родительс...

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...

Беседы с родителями: Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция нарушений.

Краткая беседа, дающая представление родителям о том, с какими нарушениями речи они могут столкнуться в развитии ребёнка, о том, как преодолеть эти нарушения....

Нарушения речи у дошкольников. Причины и последствия

Родителям, воспитателям, логопедам...

Рубрика "Заботливая мама" Нарушения речи у детей. Причины и диагностика.

Нарушения речи - это различные расстройства речевой деятельности, препядствующие полноценному речевому общениюи социальному взаимодействию.О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место откл...