Чаще общайтесь с детьми
консультация на тему
Психолого-педагогические проблемы недостаточного общения родителей с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chashche_obshchaytes_so_svoimi_detmi.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаще общайтесь со своими детьми
(по материалам беседы с доктором психологических наук, профессором кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.А.Мечникова» Ириной Михайловной Никольской)
«Дети способны вести диалог с вами – у них есть сомнения в том, как и что все вокруг делают и говорят, а детские сомнения помогают взрослым задуматься об очевидном, увидеть мир другими глазами, расширить собственное понимание жизни. Дети ждут вашего участия, их внутренний мир полон переживаний, многие из которых прямо или косвенно связаны с вами, вашими словами и вашими проблемами.»
А всегда ли родители могут понять детские сомнения, неприятности и переживания?
«К сожалению, нет. Почему? Просто они из-за своей работы, вечной занятости, взрослых проблем не общаются с ребёнком столько, сколько ему надо. Все разговоры сводятся к воспитанию и критике. Нет доверительных отношений в семье. Соответственно, ребёнок не в состоянии научиться рассказывать о своих тревогах, страхах, обидах. Порой он боится не оправдать ожидания взрослых, страшится наказания. Поэтому уходит в свой внутренний мир.
Плотное общение родителей с ребёнком часто начинается тогда, когда неприятности уже случились. А ребёнок к такому общению оказывается не готов, он замыкается, не зная, как реагировать на такое внимание, как выразить своё состояние. Ведь ему не дают понять, что родители – его друзья, а не враги. Возникает стена непонимания.
Можно привести такой пример. Мальчик в школе ведёт себя агрессивно, дерётся с одноклассниками, обижает младших, дерзит учителям. Что может лежать в основе такого поведения? В ряде случаев то, что ребёнок сам был жертвой агрессии. Например, его отругали за какой-то плохой поступок или несправедливо накалали, даже не выслушав объяснений. В результате он испытывает явную или скрытую агрессию к обвиняющей стороне. Но выплеснуть свой гнев на папу или маму он не может, поэтому ищет объект послабее, который не может дать сдачи, чтобы выместить свою злобу.
Задача родителей - научить ребёнка цивилизованно выражать свои чувства протеста, несогласия, злости. Это не должны быть крик, плач, угрозы или агрессивные действия, направленные на других людей или предметы (сломаю, разобью). Дети должны уметь высказывать свой гнев, словесно выражать свои чувства. Если агрессия не выражается, это может привести к различным болезненным проявлениям, например, таким психосоматическим симптомам, как зуд, одышка, боли в животе. Поэтому надо обязательно находить время для общения с ребёнком.»
Выходит, наказывать детей нельзя?
«Некоторые родители так и поступают, потому что для наказания надо приложить усилие, затратить время – разобраться, объяснить за что, выбрать меру наказания. Им проще не обратить внимание на детскую каверзу.
Я считаю, что если ребёнок виноват, он должен быть определённым образом наказан за свой проступок. Однако санкции должны быть справедливыми, понятными и соответствовать тяжести проступка. Прежде чем их использовать, следует обязательно выслушать объяснение ребёнка по поводу случившегося и только потом оценивать его конкретный поступок. Во-вторых, даже в случае наказания за определённую провинность ребёнок должен знать и ощущать, что его безусловно любят и за него переживают.»
Как быть, если ребёнок плохо учится, прогуливает школу?
«Надо разобраться, от чего это происходит, в чём корень проблемы. Если ребёнок не хочет идти в школу «я не пойду, не хочу», значит, он не чувствует там себя в безопасности. Надо выяснить, что вызывает его тревогу – грубость учителя, шумные одноклассники, страх за оценки, переживание собственной несостоятельности или что-то ещё.
В моей практике был такой случай. В одной семье второклассник вдруг стал плохо учиться. Обеспокоенные родители привели ребёнка к психологу. В процессе работы выяснилось, что мальчик способный и всё понимает по предметам. А дело в том, что недавно умерла его любимая бабушка, которая часто общалась с внуком, интересовалась его жизнью, а не только отметками в школе, от неё он получал внимание, заботу и ласку. Родители, пытаясь оградить сына от переживаний, скрыли от него факт смерти, сказали, что бабушка переехала. Но мальчик всё равно узнал правду. У него появилось недоверие, отчуждение от родителей и страх смерти – не стало любимого человека, а вдруг он сам и его родители тоже умрут? Он постоянно об этом думал, переживал своё горе, в том числе и на уроках. Естественно, что всё это отвлекало его от занятий, поэтому и успеваемость упала.
Вообще специфика детского реагирования на смерть очень разнообразна. Поэтому родители редко связывают какие-то расстройства у детей со смертью. Тенденции современной культуры таковы, что смерть пытаются как бы исключить из жизни детей.»
Стоит ли говорить детям о смерти близких?
«Конечно, стоит. Надо рассказать ребёнку, что произошло, и разделить его горе. Вместе с другими членами семьи дать ему возможность участвовать в ритуалах: прощаться с ушедшим, поплакать. Можно взять его на кладбище, дать положить цветы. Конечно, при этом следует учитывать индивидуальные особенности: возраст и состояние ребёнка, его собственное желание идти или не идти на похороны. Впоследствии, выбрав хорошую погоду, солнечный день, можно навестить могилу умершего, вместе с ребёнком её убрать, посадить цветы. Поминая родственника, попить чай, дать конфету. Может быть, сходить в церковь. Всё это положительное подкрепление факта жизни. Иначе ребёнок, оставаясь в неведении, будет испытывать тревогу, нафантазирует себе страхов, которые в дальнейшем отравят всю жизнь.»
Многие родители считают, что большую роль в детском воспитании должна играть школа, а не семья.
«Это распространённое заблуждение. Школу практически освободили от воспитания, просто не все родители об этом догадались. Воспитание ребёнка – это важнейшая функция семьи и каждодневная работа, включающая не только заботу о ребёнке и удовлетворение его потребностей, но также предъявление требований, санкций и установление запретов.
Все ролевые поведенческие модели ребёнок видит в семье. А родители подчас делают то, что для них психологически менее затратно – купил игрушку, сводил в Макдоналдс», подключил компьютер к интернету. Или вовсю перекладывают воспитательные функции на бабушек, приходящих нянь. Да, современным занятым родителям нужна помощь. Но нельзя полностью перекладывать свою ответственность на других.
Также родители должны знать, что если у детей возникают определённые психологические проблемы, то их причины в том числе необходимо искать в семье. Неадекватное поведение ребёнка – частый признак семейных проблем. Ошибки, допущенные при воспитании детей, позже могут оказать огромное влияние на всю жизнь человека. И далеко не всегда удаётся устранить их последствия.»
Что делать родителям, если у ребёнка появились проблемы?
«Прежде всего надо откровенно поговорить с детьми о возникших у них трудностях и предложить свою помощь. Однако родители не всегда могут самостоятельно справиться с детскими и семейными проблемами, поэтому при необходимости стоит обратиться за помощью к специалисту – психологу или психотерапевту.
Психологи и психотерапевты – это своего рода посредники в переговорах детей и взрослых. Они умеют говорить с ребёнком на его языке, с помощью рисунков, игр, рассказов. Они помогают наладить диалог между ребёнком и другими членами семьи. При этом нередко вся семья вовлекается в «программу помощи». Проводятся семейное консультирование и психотерапия.
Отрадно, что сегодня всё больше семей заинтересованы в сотрудничестве со специалистами. Они со своими вопросами могут обратиться к школьным психологам, в районные психолого-педагогические медико-социальные центры, а в более сложных случаях – в кризисное отделение Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им.С.С.Мнухина.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умейте общаться с детьми!
консультация для родителей...
Как научить ребенка общаться с детьми.
Задача взрослых научить ребенка играть и общаться с детьми....
Консультация для родителей на тему "Чаще разговаривайте с детьми."
Мы часто слышим, что наши дети еще маленькие, чтобы что-то понимать. Но, спустя годы, с грустью понимаешь, что мы упустили драгоценное время общения со своими сокровищами, но время не вернуть. П...
Чаще разговаривайте с детьми…
Почему важно говорить с детьми......
Консультация для родителей "Чаще читайте с детьми".
Консультация для родителей "Чаще читайте с детьми"....
Чаще разговаривайте с детьми "по душам"
Очень интересны ответы детей на следующие вопросы. По ним можно четко понять внутренний мир, идеалы и нравственнные ценности своего ребенка...
Чаще общайтесь
Важность общения с ребеком...