Развитие мелкой моторики рук
материал на тему
Мелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 641.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка. Учёными давно установлено, что у детей, которые хорошо координируют движения своих пальчиков, быстро и своевременно развиваются отделы головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, рисовать и писать).
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
- «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо сказок, историй при помощи пальцев. пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Котик (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях.
Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – все это легко отыскать без лишних финансовых вложений.
Можно предложить ребёнка рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать нить бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.
- Вырезание ножницами.
В первую очередь осваиваем нарезание на полоски. Широкие, пусть с неровными краями, из цветной бумаги или страниц журнала — не имеет значения. Важно, чтобы малыш не спешил и верно держал ножницы.
Постепенно можно переходить к вырезанию зигзагов, спиралей, загогулен произвольной формы. Помним, что окружности и овалы — довольно сложно для исполнения и предлагаем их ближе к 5-ти годам, либо снисходительно относимся к выполнению.
- Работа с бумагой.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение бумажных полос, складывание корабликов из бумаги.
Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.
В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
- Шнуровки
Прекрасный тренажер для точных движений пальцами – игры со шнурком. Как же сделать шнуровку для ребенка своими руками? В магазине можно выбрать много наборов для занятий с веревочкой, но фантазия любящих родителей подскажет, как можно без каких-либо материальных затрат своим руками сделать игрушку, которая доставит малышу больше всего радости. Кроме желания вам понадобится только красивый шнурок и материал для основы. Вариантов из чего можно вырезать контур игрушки очень много.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина".
- Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Лепка – это эффективный метод развития мелкой моторики рук. При работе вашего ребенка с пластилином, глиной, соленым тестом на его ладошках и ногтевых фалангах пальцев массируются зоны нервных окончаний. Эти нервные окончания задействованы в развитии внимания, памяти и логического мышления ребенка.
Можно раскатывать соленое тесто, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек.
Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.
Далее - в зависимости от времени года - вы можете:
1)раскрасить этот лес зеленой гуашью или налепить зеленые листочки, если дело происходит летом;
2) посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина;
3) а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.
Можно делать из синего теста аквариум - большой кусок синего теста положить на бумажную тарелку, а потом втыкать в тесто камушки, ракушки и картонных рыбок. Можно добавить песок и камушки из пшена и фасоли.
- Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге.
Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках, уметь находить ошибки. Чтобы подготовить его к обучению письму, штриховка — отличный вариант. Также упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Как правильно выполнять штриховку?
— штриховать нужно в указанном стрелкой направлении
— проводить линию следует строго определённой формы
— линии должны быть параллельны друг другу
— расстояние между линиями должно быть одинаковым
— нельзя выходить за контур изображения.
Задания начинать следует, конечно же, с самых простых заданий.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, внимание, воображение.
Стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...