Проект Куклы в национальных костюмах
проект (средняя группа) на тему
Проект Куклы в национальных костюмах
Проект на тему: Мини-музей «Куклы в национальных костюмах» в средней группе.
Вид проекта: пополняемый
Продолжительность:
Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно – речевая
Актуальность:
Дети с удовольствием на занятиях и вне знакомятся, с историей того или иного народного костюма. Особенно им интересны занятия, где они собственными руками создают копию костюма (аппликация). Мы с детьми посетили музей "Русской избы" НОШ №1 посёлка Эльбан, где нас познакомили с бытом русского народа и костюмами.
Так и пришла идея познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения. Совместно с родителями был проведен досуг на тему «Все мы разные, но мы дружны», где родители вместе с детьми в увлекательной форме раскрыли секрет своего национального костюма.
Большую помощь в работе с детьми нам оказывают родители. Они никогда не остаются посторонними наблюдателями. Они оказывают нам помощь и при проведении экскурсий, и при проведении праздников, «Круглого стола», общаются с детьми, рассказывают им много нового увлекательного. Создание музея в стенах группы– дело увлекательное и интересное, доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Музей - это учреждение, занимающее собиранием, изучением, хранением предметов, выставляя экспонаты на обозрение публики, которые рассказывают о развитии деятельности человечества и представляющих историческую или художественную ценность. Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в детских садах, особенно музеи одного предмета. Так, и мы не стали исключением и в октябре 2015года создали свой мини – музей «Куклы в национальных костюмах»
Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции.
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Наш многонациональный поселок Эльбан Амурского района, Хабаровского края в котором русских большинство населения. Однако здесь проживают и представители других национальных меньшинств; татары, грузины, нанайцы, ульчи, евреи, белорусы и многие другие . Не исключение составляет и наш детский сад в нашем педагогическом коллективе есть русские, татары, украинцы, нанайцы, башкиры и т.д. . Национальности детей, посещающие детский сад обширен; русские, украинцы, нанайцы, корейцы, и т.д.
Работу по национальным костюмам приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Главное, желание и творческий подход. Я, начала эту работу с детьми среднего возраста и их родителями. Наша группа считается самой интернациональной – 6 национальностей и естественно бывают ссоры между детьми. Так пришла идея с родителями создать мини- музея "Куклы в национальных костюмах», который поможет нашим детям более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями. К куклам в национальных костюмах решили добавить конусные игрушки к сказкам.
Цель:
создать мини-музей конусных кукол в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта:
- формировать у дошкольников представление о музеях;
- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности;
- познакомить с национальными костюмами разных народов мира;
- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- способствовать познавательному речевому развитию детей и осуществлению комплексного подхода, к их воспитанию;
- развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; творческие способности, воображение;
- учитывать индивидуальные способности ребенка.
- наладить сотрудничество педагога с родителями развивать фантазию при изготовлении конусных кукол в разных костюмах
- обогащать предметно-развивающую среду созданием мини-музея в группе.
- овладеть образно-игровыми и имитационными движениями в видах деятельности.
- приучать ребенка создавать конусные куклы, изучать их игровые возможности.
Предполагаемый результат:
*Дети освоили правила поведения в музее.
*Повысился уровень активности, заинтересованности родителей.
*Появилась потребность ребенка в самореализации.
*Данная форма работы оказалась интересной, поучительной как для детей, так и для родителей.
*Возрос эмоционально - положительный настрой детей к разным народностям .
Ссылки на источники
1. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993 2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\автор – сост. В. Н. Косарева -Волгоград: Учитель, 2012г Биккинина З. Т. Проект мини-музей «Куклы в национальных костюмах» // Образовательные проекты для дошкольников. – 2013. –№ 1. –
План реализации.
Этап Мероприятия с детьми Взаимодействие с родителями
Подготовительный Показ и обследование игрушки « Конусных кукол в разных костюмах» предложить детям создать у себя в группе мини-музей, вместе с детьми выбрать место для мини-музея.
Объявления для родителей об организации мини-музея. Беседа с родителями о целях и задачах, особенностях мини-музея в группе.
Основной
Чтение стихотворений, р. н. фольклор, песни об разных народностях.
«Гуси -лебеди» чтение рассматривание р. н. костюма
«Ай -Ага» чтение и рассматривание нанайского костюма
р. н. потешки, загадки об одежде.
1. Речевая деятельность. Составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый наряд».
2. Творческая деятельность, создай композицию «Украшение платья для бала»
3. Ребенок и окружающий мир д/игра «Найди и расскажи», «Найди по описанию», «Наряди мишку».(шнуровка)
4. Игровая деятельность. «В гости к кукле», «Опиши игрушку в зимней одежде», «Кто и что любит»,(животные) игровые ситуации- «Определение по цвету, виду, размеру», «Я описываю, а вы- угадываете» и на оборот. «Разложи наряды по величине»,
5. Познавательно-исследовательская деятельность «Смастерим шкатулку для нарядов»
6. Театрализованной деятельности (игровая мотивация).
Конусный -театр- «Красная шапочка», театр на кубиках «Колобок», «Теремок», сказка по ролям, «Почему плакала кукла в красивом наряде», «Изобрази героя», «Как кукла платье искала».
7. Оформление мини-музея в группе.
Презентация мини-музея игрушки «Костюмы разных народов». Подведение итогов.
Отзывы родителей
Идея создания конусных игрушек проста и очень понятна.
Обучаем детей приемам кукловождения конусной игрушки настольного театра.
Игрушка праздника и радости, как простой конус из бумаги превращается в куклу, раньше конусными игрушками украшали елки на Новый Год. Сегодня чаще всего дети мастерят конусные игрушки ,чтобы с ними можно было поиграть, придумывать самые разные игры - сказки, истории с ними удобно располагаться на столе, и т.п. Успех - это, конечно, огромное разнообразие пополнение все новыми и новыми куклами их удобно хранить в коробочках, их обычно не выбрасывают - а передают друг другу, если дети выросли, или по наследству. Мы сделали конусные куклы по сказке «Колобок» показали малышам ,а потом подарили им кукол.
Итак, чем же особенна коллекция и почему люди стремятся их собирать? В общем-то, как и любой другой вид собирательства, коллекционирование не поддается логическому объяснению. Скорее всего ,их собирательство заложено в самой идее — несколько сменяющих друг друга коллекций конусных кукол.
Разнообразие конусных игрушек порой просто поражает воображение. Здесь можно встретить и разных животных, и барышней в красивых нарядах и многое-многое другое, что перечислить просто нет никакой возможности. Готовые конусы «наряжаются» очень быстро наклеивание пару глазок, рот вот и готовая кукла. Такие конусные куклы ,как правило ориентированы на детей младшего возраста.
Если не только ребенка, но и маму с папой заинтересовало коллекционирование – займитесь этим вместе. Такое семейное хобби принесет удовольствие не только ребенку, но и родителям. Выделите для них специальные места, чтобы куклы не валялись, а хранились в коробке.
Безусловная польза
Почему коллекционирование не только интересно, но и несет пользу? Потому что, увлекшись этим занятием, малыш будет тренировать память, внимание, логическое мышление. Он учится аккуратно относиться к своей коллекции, беречь ее. Если его заинтересует коллекционирование, ему будет интересно узнать, из чего делают конус, как его можно оживить, с помощью чего конус преобразиться , из какой он сказки и т.д. То есть он будет стремиться к исследовательской деятельности.
Мелкая моторика рук
Как уже было сказано, конструируя из маленьких вырезанных деталей, мы тренируем мелкую моторику ребенка. Конусные игрушки из бумаги, картона, могу сами стать отличным тренажером для малыша. Благодаря их маленькому размеру, деткам не так-то просто с первого раза взять пальчиками фигурку. Для этого мы играем в дидактические игры: «Чудесный мешочек». Ребенок захватывает двумя пальчиками – большим и указательным для взятия игрушки из мешочка. Придумали новый способ «ловли» рыбок. Например, есть игрушки с магнитами, можно «ловить» игрушки удочкой, аккуратно поднимаем удочкой и снимаем их с магнита, или игра «Шнуровка» стараемся чтоб малыш двумя пальчиками захватил шнурок и продел в дырочки .Таким образом, ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, глазомер, наблюдательность.
Интеллектуальное развитие
Мелкие игрушки просто созданы для того чтобы развивать детскую память и мышление. У нас популярны такие игры: «Отгадай ,какой куклы не стало?» (убираем любую конусную куклу). Задача ребенка - сказать, какую именно куклу мы убрали из ряда. «Классификация игрушек-животные (домашние, дикие), по сказкам «Колобок», «Теремок» и д. р., «Что лишнее» (дети закрывают глаза, и убирают куклу из другой сказки ).
Таким образом, ребенок будет потихоньку учиться воспринимать предмет целиком, учитывая его цвет, форму и функции. Он будет с легкостью выделять основные особенности предметов, как схожие, так и различные с остальными.
Учим малыша описывать куклу, выделять их особенности. Так, например, берем две конусные куклы и начните объяснять ребенку, чем они схожи, а чем различаются между собой. Описываем подробно цвет каждой конусной куклы, ее форму и все имеющиеся мелкие детали (хвост, морду, глаза, дикое или домашнее животное из какой сказки) и т.д.
Постепенно прошу ребенка помочь мне в описании, и скоро малыш сам сможет выделять основные признаки игрушки без моей помощи, например игра «Красивая коробочка» (в ней лежат игрушки). Дети стоят в круге, под музыку они передают коробочку друг другу, у кого осталась коробочка в руках по окончанию музыки, вынимает из коробочки игрушку и описывает её, «Какая она?», «Что она может делать?».
Быстрее приучить ребенка выделять главное в описании конусной куклы такая игра-загадка. Поставьте несколько кукол в ряд перед малышом и начинайте описывать одну из них. Задача малыша – угадать, какую именно игрушку вы имеете в виду. Постепенно меняйтесь с ребенком местами, теперь он сам будет описывать игрушку, а вы – угадывать. Игра «Я описываю, а вы найдите по описанию» .
Развиваем у детей творческие способности, создавая сказки с героями - кукол. Водим куклой по столу, обыгрываем и придумываем ей историю. Сначала я делаю конусную куклу придумываем ей имя и начинаю придумывать сказку, рассказ , потом ребенок продолжает рассказ, упоминая имя куклы. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой. Играем в игру «Как кукла искала платье», «Изобрази героя», «Разложи наряды по величине» .
Театральное представление
С помощью конусных кукол легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те конусные фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его смастерить новую конусную куклу , придумав ей историю. Вместе с ребенком создаем картонные декорации: теремок, деревья, озеро и так далее. (на кубиках)
Вспоминаем все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж. Например, возьмем фигурку зайчика и называем все сказки, где появляется этот персонаж. Стараемся не ограничиваться на сказках: вспоминаем мультики, стихи, песенки и так далее. Например «Гуси -лебеди», «Теремок», «Почему плакал котенок». Изобрази героя «Как собака друга искала», «Колобок». Не забываем правильно передать интонацию голоса для каждого персонажа.
Самоделкины
Создали совместно родители с детьми новогоднюю композицию «Хоровод вокруг елки», используя конусные куклы , украшаем их мишурой. Из картонных коробок (от разного сока) с помощью аппликации и лепки изготовили «веселых человечков, клоунов». Такая работа детям очень понравилась, они трудились с желанием, так как они подарили праздник «веселым человечкам». У родителей осталось хорошее настроение, они рады не меньше детей от такой совместной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».
Цели и задачи: познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами;расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного во...
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...