Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 234.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
г. Кирсанова Тамбовской области
Консультация для родителей
«Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»
воспитатель
Ловягина Людмила Николаевна
г. Кирсанов
Ваш малыш подрос, и его необходимо отдавать в детский сад. Суета по поводу выбора садика позади, но возникает другой вопрос, как пройдет адаптация в детском саду вашего ребенка? Здесь многое зависит от подготовки со стороны родителей. Что необходимо учесть для успешной адаптации ребенка в детском саду?
В первую очередь нужно выбрать подходящее время года, педагоги пришли к выводу, что начало осени (в основном сентябрь) – самое подходящее время для похода в детский сад. Есть сразу несколько плюсов. Ваш малыш, скорее всего, будет не единственным ребенком, пришедшим в группу, да и дети из группы за лето поотвыкли друг от друга, поэтому ваш карапуз не будет сильно выделяться на общем фоне. Так же за лето ребенок окреп в физическом плане, набрался здоровья. Наверняка вы позаботились о том, чтобы часть лета ребенок провел за городом, а как говорится воздух, вода и солнце – лучшие помощники здоровья. Поэтому и болеть ваш кроха при походе в сад будет меньше. К тому же в августе-сентябре еще довольно тепло и много фруктов, овощей. В связи с этим велика вероятность, что адаптация в детском саду закончится до эпидемий гриппа и всеобщих простуд.
Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду? Каждому ребенку рано или поздно приходиться «социализироваться», т.е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодиться и позднее, в школе. Однако, уже с первых дней жизни, у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временны, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему «садовского» воспитания в целом. Конечно, помочь ребенку адаптироваться к новой социальной обстановке должны воспитывающие взрослые и, в первую очередь, родители. Поэтому нужно знать, что такое адаптация.
Возраст ребенка с 1 до 2 – 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Если мы с вами (родители и сотрудники детского сада) объединим наши усилия, то обеспечим малышу эмоциональный комфорт.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Адаптация бывает трех видов:
1. Легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость – не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость – до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и, во-вторых, тяжестью всех проявлений. В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т.п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходиться признать «несадовскими». Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами. В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временное отставание в умственном развитии – может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень.
От чего зависят характер и длительность адаптационного периода?
- От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 до 2,5-3 лет.
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом, отказываются есть, спать. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок следит с интересом за игрой товарищей. Другие, наоборот, впервые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах являются нормой.
- От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.
- От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать игрушки за собой и т.п.).
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского сада.
Что же должны делать родители?
- Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
- Не обсуждать при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе. Медицинский прогноз адаптации отражается в медицинской карте ребенка; психологический прогноз составляют психолог и воспитатели в детском саду, наблюдая за поведением и состоянием малыша в течение первых 3-5 дней, отражается он в специальном листе адаптации, который ведется индивидуально по каждому ребенку.
- Родители могут самостоятельно составить прогноз адаптации. Для этого необходимо учитывать факторы риска. К ним относятся:
- частые болезни матери малыша;
- совпадает ли домашний режим с режимом, предусмотренным в детском саду, или нет;
- токсикоз у матери во второй половине беременности;
- вредные привычки родителей;
- недостаток эмоций у ребенка в первый год жизни;
- неблагоприятный климат в семье;
- искусственное вскармливание;
- вторая или третья группа здоровья ребенка;
- отставание в развитии.
Если у ребенка присутствуют 4-5 и более факторов, то вероятно, что адаптация пройдет для ребенка неблагоприятно.
Необходимо:
- Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Оформить в детский сад по месту жительства.
- Стараться отдать ребенка в группу сада, где есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад
Навыки самообслуживания:
- самостоятельно ест ложкой, умеет пережевывать пищу;
- перед едой моет руки;
- пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;
- своевременно проситься на горшок;
- снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т.д.), пытается одеваться без застегивания;
- узнает свои вещи;
- совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или в пакет.
Индивидуальные особенности:
- любит, когда читают книжки;
- рассматривает картинки;
- любит слушать музыку;
- любит рисовать, так как умеет.
Навыки общения:
- понимает обращенную к нему речь;
- по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;
- понимает слова «нельзя», «надо»;
- любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
- обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.
Игровая деятельность:
- самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;
- повторяет в игре за взрослым увиденные действия;
- выполняет знакомое движение под музыку;
- играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);
- использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки).
Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?
Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго.
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад:
1,2 день – на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Ребенок должен знать, что это прерогатива воспитателя.
3-6 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется тревожиться, ожидая маму в пустой группе.
Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) – малыш уходит домой в полдник.
И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка на целый день.
Необходимо заранее познакомить с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и т.п.). В период адаптации необходимо быть к ребенку особо внимательными и чуткими.
Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит уже скоро стать детсадовцем, стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип – чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.
Прежде чем начать регулярно посещать детский сад, вам следует прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное. Этот подготовительный процесс длительный и может занять пару недель. Для того чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить кроху и воспитателя друг другу.
Важно заранее научить ребенка общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться собственной игрушкой; подождать, пока другой поиграет, и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить ребенка (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя и пр.). Дайте время ребенку спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть. Впервые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте с ребенком на участке детского сада, посмотрите вместе, как гуляют дети. Одежда – еще не все. Перед детским садом ребенку стоит научиться еще многому: пользоваться унитазом, а не горшком, в том числе спускать воду; обращаться с ложкой и вилкой; вытирать ротик салфеткой после еды и даже сморкаться в носовой платочек. Лет с двух уже пора подключиться к чистке зубов и к полосканию рта после еды.
Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые 2-3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон. В дальнейшем же не забудьте из дома принести «мамозаменителя» - любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или пижаму, к которой привык кроха, любимую книжку (первое время приносите в сад только уже знакомые вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом).
Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел?» Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?» и т.д. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как обещали.
В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. С ребенком необходимо чаще гулять на площадке, где много детей. Можно понаблюдать за тем, как он общается со сверстниками, как выходит из конфликтных ситуаций. Не стоит сразу вмешиваться в конфликт, бежать ребенку на помощь, если кто-то, например, отобрал у малыша игрушку. Пусть он научиться постоять за себя и за свои вещи. Очень полезно хотя бы один раз в неделю менять место для прогулок. Можно погулять на детской площадке в соседнем дворе или парке, выехать в центр города или погулять пешком по своему району.
Чаще меняйте обстановку. Нужно ходить с малышом в гости и приглашать гостей к себе домой. Очень важно, чтобы ребенок общался с детьми, лучше, если они будут разных возрастов. Это научит его общаться. Дома ребенок привык играть один, в лучшем случае с сестрой или братом. В детском саду ему предстоит научиться коллективным играм, надо будет делиться игрушками, поэтому будет лучше, если ребенок до поступления в детский сад научится давать поиграть другим детям свои игрушки и просить чужие.
Можно дома попробовать поиграть с ребенком в детский сад. Ему нужно рассказать, что есть такое учреждение, куда ходят дети, и попробовать смоделировать игровые ситуации. Роль ребенка в саду может выполнять как сам ребенок, так и его любимые игрушки. Проигрывать можно самые разные ситуации, начиная от кормления, сна, прогулки и заканчивая играми и занятиями.
Чаще хвалите ребенка, обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!
Говорить об окончании процесса адаптации к детскому саду можно, если ребенок положительно эмоционален и психически стабилен на протяжении недели, пребывает в хорошем состоянии, общается с окружающими, хорошо спит, ест с аппетитом, не болеет, набирает вес, нормально развивается.
Если придерживаться всех перечисленных выше рекомендаций, то при поступлении в детский сад 90% самого сложного останется уже позади.
Самое главное – это положительный настрой мамы на детский сад, ведь если она будет волноваться, нервничать, считать, что ее малышу будет там плохо и некомфортно, то и ребенок будет бояться этого. Нужно себя настроить. Если есть какие-то сомнения по поводу того, что нужно ли отдавать малыша в детский сад, необходимо заняться аутотренингом. Важно выявить «за» и «против». Для этого можно выписать на листочек все положительные и отрицательные моменты, связанные с детским садом. Например, ребенок будет общаться со сверстниками, а это очень полезно для его развития; у мамы появится больше свободного времени для выполнения собственных дел. Чаще всего положительные моменты хождения ребенка в детский сад все же перетягивают отрицательные.
Залог успеха адаптации ребенка к детскому саду – это готовность к этому его родителей. Правильно подготовившись, Вы можете помочь ребенку преодолеть этот сложный период в его жизни.
Список использованной литературы:
- Энциклопедия детских проблем / Ю.А. Захарова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2011.-253с. - (Психологический практикум).
- Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образовательных. учреждениях семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007.
- Кирюхина, Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №10,2006 г.
- Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением» №3,2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 2 младшая группа (1,5 – 3 года)
Консультация для родителей:«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»2 младшая группа (1,5 – 3 года) СодержаниеГлава I. Проблема а...
Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»
Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»...
Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"
Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"...
Консультация для родителей «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»
Консультация предназначена для повышения педагогической грамотности родителей младших дошкольников, начинающих посещать ДОО....
Консультация для родителей "Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ"
Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптационный период - один из самыхсложных в жизни ребенка периодов....