Как приучить дошкольника к труду?
статья ( группа) по теме
В данной статье автором даются рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_trud.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Стремление к активному практическому действию свойственно детям, и надо его поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты!
Любая трудовая деятельность требует большой силы воли, которой у ребёнка ещё нет. Дети не виноваты в том, что с азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
- Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.
Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
- Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.
Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.
- Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко - достижимой.
Протерли, допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие, красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.
Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель: чтобы к концу лета получить урожай, надо с весны поливать грядки.
- Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
- Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку— это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке —домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
- Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку— например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
- Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.
В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
- Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
- На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
Как же привлечь ребёнка к труду, как сделать этот процесс более интересным?
И тут на выручку опять приходит игра. Дети любят, чтобы с ними играли. Следовательно, надо только найти способ, который позволит соединить ваши интересы и желания ребёнка.
Например: ваша дочь вдруг превратилась в Золушку, а вы - в злую мачеху. Она должна выполнить поручения (расставить игрушки, убрать в комнате), а вы будете её проверять и, как подобает злой мачехе, придираться к недоделкам. Вполне может быть, что Золушка прекрасно справится с работой, и тогда «мачеха» останется с носом.
Придумать свои варианты игры несложно, да и сам ребёнок наверняка предложит что-то интересное. Важно, чтобы он привык легко и радостно помогать вам.
- Большое значение в трудовом воспитании детей имеет ознакомление с трудом взрослых.
Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему, воспитывает уважение к труду всех людей.
Гуляя с ребенком, научите его бросать мусор только в урну, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Объясните, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица - результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в детский сад, уже заканчивает свою работу.
Покупая хлеб, обратите внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов, рабочие хлебозавода работали всю ночь, когда дети еще спали, а шофер рано утром успел привезти его в магазин, грузчики сгрузили хлеб, продавец аккуратно разложил его по полкам.
Большое воспитательное действие в трудовом воспитании ребенка имеет и ознакомление с трудом своих родителей. Расскажите им, где вы работаете, как трудитесь, какую пользу приносите людям. Своим трудом папа и мама приносят людям радость.
Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как приучить дошкольников к спорту.
Как приучить дошкольников к спорту...
Как приучить дошкольника вести здоровый образ жизни
консультация для воспитателей...
Приучаем дошкольника к порядку
Ребенка можно приучить к порядку, надо лишь проявить немного фантазии....
Консультация для родителей "Как приучить дошкольника к чтению книг"
Консультация для родителей...
Как приучить дошкольников вести здоровый образ жизни.
Консультация по теме:Как приучить дошкольников вести здоровый образ жизни...
Консультация для педагогов «Здоровье и мы! Как приучить дошкольников вести здоровый образ жизни»
...
Здоровье и мы! Как приучить дошкольников вести здоровый образ жизни
Что дошкольник должен знать о своем здоровье?Приступая к знакомству детей с понятием «здоровье», нужно четко представлять себе, что здоровье для дошкольников начинается с познания своего т...