Как подготовить ребенка к школе?
материал ( группа) на тему

Как  начинать готовить ребёнка к школе?

Как лучше это сделать?

Чему и как учить?

Кто должен готовить ребенка к школе?

Десятки этих и подобных вопросов интересует родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_gotovit_rebyonka_k_shkole.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе?

Как  начинать готовить ребёнка к школе?

Как лучше это сделать?

Чему и как учить?

Кто должен готовить ребенка к школе?

Десятки этих и подобных вопросов интересует родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может.

- С одним ребенком нужно больше говорить,

- другого больше слушать,

- с третьим бегать и прыгать,

- а четвертого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать.

        Одно ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения, и все, чему научите ребенка, а главное, чему он научится в раннем детстве сам,  оплатится сторицей. Весь период развития ребенка  до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе.

но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного. Цель должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой.

        Попробуем «нарисовать» «суммарный» «портрет» первоклассника не готового к школе, и, отталкиваясь от этого, решить чему и как учить до школы. Отберем для портрета самые характерные черты:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство,  различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений рук, зрительно-моторные координации  (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (бедный словарный запас, неправильное произношение, неумение выразить свои мысли).                                

Как правило, эти «недостатки» ребенка не единичны, а встречаются в

комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение.

        Не все родители считают, что подготовка к школе - их забота. Многие стараются перепоручить воспитателям детского сада; другие думают – «вырастет – научится». Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Именно семья может и должна сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе.

        И еще один вопрос, который задают родители:»когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как быть?»

        Попробуем разобраться вместе. Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка определенных знаний об окружающем мире, предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные знания и специально отведенное время? Возможно возникает иногда и такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, ежедневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему? отчего? зачем?», не лениться разъяснить, показать, вовремя обратить на что-то внимание малыша.

        Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты – кефир, творог, сметана.

        Сегодня у вас поездка за город (на дачу) – нет лучшего способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, какого цвета.

        Однако знания детей не должны ограничиваться только окружающими нас предметами. Поэтому представление о каких-то предметах можно дать, показав картинки в книгах. Можно использовать альбомы для раскрашиваний, вырезные картинки для классификации предметов, выделения сходства и различия.        

        Если процесс классификации затруднен, можно этому уделить особое внимание. И проводить это желательно в процессе игры «Кто быстрее соберет диких зверей», или «Кто быстрее выберет фрукты». Игры могут быть различными.

        Необходимые знания ребенок получает не только в процессе общения со сверстниками, но и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, что он стремится разобрать новую игрушку или часы, не отмахивайтесь от желания дочери раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам в стирке. Все это своего рода эксперементальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.

        Все дети любознательны, и их потребность в новом следует развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.

        Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку или сыроежку, опенок или мухомор. Разберите, что в них общего, в чем отличие. Попутно разберите, какие грибы съедобны, какие нет. Можно рассказать, как заготовить грибы на зиму, как готовят себе грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность, творческое воображение.

        Воображение ребенка развивают книги, фильмы, спектакли. Огромное впечатление и толчок к новым знаниям, интересам оказывает посещение музеев, выставок.

        Куда бы вы ни пошли со своим ребенком, на выставку кошек или художественную выставку, разговоров, обсуждений, впечатлений хватит

надолго.

        Ребенок очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решению тех задач, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, но вы можете стимулировать этот процесс вопросами типа: как? что? почему? а если бы? что, если?.. Ребенок учится при этом рассуждать, делать выводы. Родители не всегда знают ответ на тот или иной вопрос. Не следует в этом случае отмахиваться от ребенка или делать вид, что вы не слышите, а лучше честно сказать, что вы не знаете , как ответить на этот вопрос, но постараетесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите. Одним из источников знаний является научно-популярная литература: энциклопедии, книги о природе, жизни растений, животных, по истории.

        Важным источников знаний являются дидактические игры.

        Познавательная деятельность школьника имеет свои отличия: ему уже важен не только конечный результат, но и сам процесс, ход деятельности, способ выполнения задания. И это имеет большое значение, т. к. осознание деятельности и является начальной формой необходимой в дальнейшей учебной деятельности.

        Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему освоить школьный материал.

        Например, дети должны уметь:

  • различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, слева, сбоку и т. д.);
  • должны знать и уметь различать геометрические фигуры (овал, круг, треугольник…);
  • должны уметь различать величину предметов;
  • знать понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».                                                                      

Это можно делать в повседневной жизни, непроизвольно. Не нервничайте, если ребенок путает понятия, терпеливо объясняйте, повторяйте. Для этих целей можно использовать пуговицы, карточки, картинки, предметы разного цвета и размера.

        Не спешите, не переходите к следующему заданию, пока ребенок не понял и не сделал правильно предыдущее. Учтите, что при этом вы учите ребенка слушать вашу инструкцию, сосредотачиваться на задании, работать без отвлечений.

        Разнообразные задания можно  использовать также для тренировки в счете в пределах 10.

        Необходимым элементом подготовки к школе, к письму является тренировка тонко-координированных движений рук, пальцев, зрительно-моторных  координаций (согласованные движения руки и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе).

        Задания должны быть простыми, выполняться на клетчатой бумаге: обведи клетку, проведи пунктирную линию, продолжай по образцу. Сейчас издаются тетради для подготовки ребенка к письму.

        При выполнении любых графических заданий следите за правильным

положением ручки, тетради, посадкой.

        До тех пор, пока ребенок не научится правильно держать ручку и правильно сидеть, не давайте сложных заданий.

        Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимые условия для успешного формирования навыка письма.

        Не следует учить ребенка до школы написанию письменных  букв. Формирование навыка письма довольно сложный процесс, и лучше, если он будет идти под руководством учителя.

        При выполнении графических заданий важны ни быстрота,  ни количество сделанного, а тщательность выполнения самых простых заданий.

        Продолжительность работы не должна превышать 3 – 5 минут. Затем отдых, переключение, если ребенок хочет, еще 3 -5 минут. Не переходите к следующим заданиям, если не усвоены предыдущие. Перед началом выполнения задания объясните ребенку цель («Мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты учиться писать»), покажите строчки, объясните, что точки обозначают начало движения, а стрелки – направление. Если задания не получаются,, «рука идет не туда», штрихи неровные, неуверенные, не настаивайте, не ругайте и не стыдите ребенка, постарайтесь разобраться в причинах.

        Понаблюдайте за ребенком, умеет ли он манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, задание отделить маленькие пуговицы от больших, а затем нанизать их на леску или шнурок.

        Очень полезны и такие упражнения:

  1. Перебирая пальцами покрутить карандаш, (сначала используя все пальцы, затем по 2 справа и слева).
  2. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, складывание  пазлов.

Одним из необходимых условий подготовки ребенка к школе является развитие речи, как диалогической, так и монологической.

Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того, чтобы у него сформировалась связная речь (умение правильно выражать свои мысли, представления, эмоции) необходимы некоторые условия:

 У него должен быть стимул для разговора. Вопрос или просьба о чем-либо рассказать кому-либо (сестре, бабушке, папе, другу). Стимулом может стать поездка куда-либо, поход в музей, на спектакль, новая игра, книга. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше тем для разговоров.

Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение, произношение, но всегда должен дать выговориться и очень внимательно слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекая. Ребенка очень легко сбить, отвлечь.

Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит речь небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то будет говорить так же. Если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами.

Следует систематически расширять словарный запас ребенка. Хорошо владеющий речью 6-летний ребенок имеет словарный запас более 3 тысяч слов.

Этому способствует чтение книг, слушание сказок, рассматривание картинок, телевидение (не всегда положительный результат дает), просмотр мультфильмов.

Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка. До школы должны быть поставлены все звуки. Этой работой занимается логопед, родители за консультацией должны обращаться к нему.

          Используемая литература:

«Готовимся к школе» Книга для родителей будущих первоклассников, Москва, Аст, 1995 г. Составители: Андрущенко А.В., Снегина Н.В., Селиванова В.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребенка к детскому саду . Как следует обращаться с ребенком в этот период.

Работая воспитателем в детском саду я сталкнулась с проблемой:  многие родители не знают как следует обращаться с ребенком в период адаптации. Хочу поделиться своим опытом....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ - КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ И КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА

Надо ли родителям готовиться к тому, что ребенок скоро пойдет  в группу детского сада? Что в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста самое главное?На что родителям необходимо обр...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...