Исследование взаимоотношения детей с их родителями
статья ( группа) по теме
Исследование на базе ГБДОУ детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauch_publik.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Середкина Ксения Алексеевна
Исследование проводилось на базах двух дошкольных образовательных учреждений: в ГБДОУ № 34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Экспериментальную группу составляли 23 ребёнка 5-6 лет, их родители, воспитатели (2 человека).
Нами был проведён тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Результаты опросника показали, что 43,5% (10 человек) родителей принимают своих детей, такими какие они есть и не стремятся их переделать, верят в них, считаются с возрастом и возможностями детей, проявляют интерес к способностям детей, реально оценивают их, стараются поощрять их самостоятельность и инициативу. 56,5% (13 человек) родителей не могут смириться с тем, что дети не оправдывают их ожиданий, а также не могут адекватно оценить детей, для них поощрение детей это излишество. В 65,2 % (15 человек) случаев родители стремятся быть психологически ближе к своим детям, удовлетворять их потребности в общении, эмоциональном контакте, оградить от неприятностей, но в то же время ведут себя слишком авторитарно по отношению к детям, требуя от них безоговорочного послушания и задавая им строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают детям почти во всем свою волю.
34,8% (8 человек) родителей устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботятся о своих детях, контроль над действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. 47,8% (11 человек) родителей неудачи ребенка считают случайными и верят в него. Таким образом, по результатам данной методики можно определить, что родительское отношение родителей могут влиять на эмоционально-личностную сферу и эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста как положительно, так и негативно. В 43,5% случаев родители объективно оценивают психические и характерологические особенности своих детей, их тип родительского отношения принимающе-авторитарный, который благоприятно влияет на эмоциональное развитие ребёнка. У 38,8 % опрошенных родителей занимают симбиотическо-авторитарный тип родительского отношения в семейном воспитании. Родители проявляют авторитарность и жёсткий контроль над детьми. Влияние такого родительского отношения родителей вызывает эмоциональный дискомфорт у детей. В 7,7% случаев родители занимают отвергающий тип родительского отношения. Эти родители устанавливают психологическую дистанцию между собой и детьми, контроль у них практически отсутствует.
Результаты 1 этапа констатирующего эксперимента мы выразили в виде гистограммы (рис.1):
На 2 этапе эксперимента мы провели проективную методику «Рисунок семьи». 43,5% (10 человек) детей нарисовали свою семью в полном составе, из них 13% (3 человека) изобразили членов семьи, которые держатся за руки, улыбаются, светит солнце. Эти дети ощущают в полной мере эмоциональное благополучие в семье. 43,5% (10 человек) детей расположили себя на рисунке под ногами родителей или отделили чертой. Эти дети ощущают отчуждённость, эмоциональную неустойчивость во взаимоотношениях. 30,4% (7 человек) детей увеличили состав семьи за счёт своих сверстников («друзей»). Это говорит о том, что дети имеют неудовлетворённые психологические потребности в семье, в равноправных, кооперативных связях. 13% (3 человека) детей не изобразили отца в своём рисунке. Это показывает, что дети чувствуют негативное отношение к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него. 34,8% (8 детей) «забыли» изобразить себя на рисунке. Эти дети не включают себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; они чувствуют напряжение в общении с членами семьи.
Анализируя результаты проективной методики «Рисунок семьи», мы пришли к выводам, что 56,5% обследуемых детей (13 человек) имеют проблемы в эмоциональном контакте с отцами (нарушено взаимопонимание, общение), и только 43,5% (10 человек) детей ощущают полное эмоциональное благополучие в семье.
Методика Рене Жиля «Исследование межличностных отношений» позволила нам определить в каких взаимоотношениях находятся дети со своими родителями. Нами было исследовано 23 ребёнка. 56,5% (13 человек) детей в первом задании расположили себя рядом со своими сверстниками, что говорит о нарушении эмоционального контакта с родителями, о желании чувствовать себя равноправным членом семьи. Также возможно, что некоторые дети в момент эксперимента пожелали расположить себя рядом с «друзьями». 30,4% (7 человек) детей «посадили» себя рядом с матерью. Это говорит о том, что дети, скорее всего, больше общаются с матерью, им не хватает отцовского внимания и общения, и в то же время отцы проявляют по отношению к ним авторитарность; или же дети не надеются на близкий эмоциональный контакт со своими отцами в виду их занятости. 13% (3 человека) детей расположили себя между отцом и матерью. Эти дети находятся в благоприятных отношениях со своей семьёй. Во втором задании 43,5% (10 человек) детей расположили себя рядом с отцом, что может говорить о благоприятном эмоциональном контакте отца с ребёнком, также это может отражать стремление детей быть психологически ближе к своему родителю. 43,5% (10 человек) обследуемых детей, поместили себя на нейтральном месте, они, таким образом, отделили себя от семьи. Эти дети чувствуют отчуждённость, ненужность в семье; или же они обижены в недавнем прошлом родителями. 13% (3 человека) детей «сели» рядом с матерью, т.е. у них нарушены взаимоотношения с отцами. Таким образом, по результатам методики можно сделать вывод о том, что 56,5% (13 человек) детей имеют нарушения в отношениях с отцом, 43,5% (10 человек) детей ощущают благоприятный эмоциональный контакт с отцом.
Беседа с ребёнком позволила нам выявить отношения детей старшего дошкольного возраста к их родителям. 87% (20 человек) детей перечислили всех членов семьи, 13% (3 человека) детей забыли назвать отца, возможно они испытывают негативные чувства или обиду к нему. 43,5% (10 человек:) детей в первую очередь хотят видеть дома мать, 34,8% (8 человек) детей желают видеть отца и 21,7% (5 человек) детей – других членов семьи. По мнению 39,1% (9 человек) детей за помощью всегда можно обратиться к матери, 21,7% (5 человек) всегда обращаются за помощью к отцу, 26% (6 человек) – обращаются к другим членам семьи, и только 13% (3 человека) делится с отцом и матерью в равной степени. 43,5% (10 человек) детей хотят быть похожими на своих отцов, 34,8% (8 человек) – на матерей, 13% (3 человека) – на других членов семьи и 8,7% (2 человека) – на своих домашних животных. Физически наказывают 56,5% (13 человек) детей, 26% (6 человек) – не боятся того, что их накажет отец, и 17,5% (4 человека) – боятся наказаний от отца. 39,1% (9 человек) детей ответили, что больше всего о них беспокоятся матери, 13% (3 человека) – никто, 17,3% (4 человек) – другие члены семьи, 17,3% (4 человек) – мама и папа, и 13% (3 человек) – папа. 60,9% (14 человек) ребят будут относиться к своим будущим детям так же, как их отцы относятся к ним, 21.7% (5 человек) детей будут относиться к своему потомству добрее, и не будут наказывать, 17,4% (4 человека) – не знают. По мнению детей, главным в семье является отец в 43,5% случаев (10 человек), мать – 21,7% (5 человек), мама и папа в 17,3% (4 человека), другие члены семьи – 13% (3 человека) и сам ребёнок – 4,5% (1 человек). Оставаясь наедине с отцом 36% (6 человек) детей испытывали негативные чувства; 74% (17 человек) обследуемых детей чувствуют себя спокойно и уверенно рядом с отцами и матерями. 91,3% (21 человек) детей с огромным желанием вспоминают приятные для них занятия с родителями, 8,7% (2 человека) не смогли вспомнить, что им больше всего понравилось в общении с отцом и матерью.
Итак, результаты, полученные в ходе беседы с детьми, подвели нас к следующему выводу: 56,5% детей имеют нарушения во взаимоотношениях со своими родителями, в большей степени с отцами. Эти родители наказывают детей, уделяют им мало внимания, проявляют авторитарность по отношению к ним. В 43,5% случаев дети имеют благоприятные эмоциональные отношения со своими родителями: они им уделяют достаточно времени и внимания. В этих семьях дети считают, что главным в семье является отец. 64% детей с удовольствием остаются с отцами наедине, 36% - боятся их.
Результаты 2 этапа констатирующего эксперимента мы выразили в виде гистограммы и диаграммы (рис. 2 и 3):
По результатам 2 этапа констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что 59,7% обследуемых детей имеют нарушения во взаимоотношениях с родителями, особенно с отцами: детям не хватает общения, ласки, доброты, они боятся своих родителей, которые их физически наказывают. Только 40,3% детей ощущают эмоциональное благополучие во взаимоотношениях с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особеннности взаимоотношений детей и родителей"
Особенности взаимоотношений детей и родителей....
Консультация для родителей "Особеннности взаимоотношений детей и родителей"
Особенности взаимоотношений...
Взаимоотношения детей и их родителей
Важным условием нормальных отношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе....
Консультация для родителей"Взаимоотношение детей и родителей"
В данной консультации описаны причины нарушений в поведении ребенка и меры воспитания таких детей....
Анкета для родителей.Взаимоотношение детей и родителей.
Анкета для родителейВаши взаимоотношения с детьмиУважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими деть...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей.
Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей...