мнемотехника - скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
статья (старшая группа) на тему
Мнемотехника как система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование мнемотехники при запоминании, сохранении и воспроизведении информации | 156.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного, расширение связей ребенка с окружающим миром.
Память дошкольников непроизвольна – они запоминают то, что увидели, с кем они вступили в контакт, что непроизвольно врезалось в память. С возрастом при помощи взрослых ребёнок учиться управлять процессом запоминания.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Сейчас мнемотехника является актуальным и действенным методом для обучения дошкольников. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время работы, время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
-развитие мелкой моторики рук.
Занятия могут состоять из нескольких этапов, в течение которых осуществляются следующие задачи:
1. Рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 .Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ предложений и рассказов с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказать вместе со взрослым.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но надо изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Необходимо придерживаться определённых правил при работе с мнемотехникой
- Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
- Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
- На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
- Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение должно быть только по желанию ребенка.
- Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование мнемотехники при обучении детей заметно облегчает процесс овладения связной речью. Наличие зрительного плана при составлении рассказов придает детям уверенность, и дети становятся более активными на занятиях, хорошо усваивают программный материал.
Мнемотехникой можно заниматься не только в образовательных учреждениях, но и дома. Никому из родителей не составит труда нарисовать таблицу и выучить с ребёнком стихотворение
Эффект от заучивания будет виден сразу – ребёнок запомнит текст в два раза быстрее. Или расскажет о приметах зимы: у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Детям нравиться отгадывать загадки, когда им даётся дополнительно к тексту иллюстрация
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
Таким образом,регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника – скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоми...
Методическая разработка «Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработка«Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»...
Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"
Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"....
Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...
«Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»
презентация по теме «Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»...
Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...
«Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...