"Современный ребенок, - какой он?"
консультация ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Современный ребенок, – какой он?»
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.
Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.
Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок?
Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы.
Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам.
Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст.
Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда.
Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу.
Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи".
Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю.
Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса.
Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора.
Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются.
Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки.
Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.
Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой.
Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками.
Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Серьёзную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста, указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний - рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный ребенок - какой он?
Слайд-шоу о том каков современный ребенок, какие факторы влияют на его развитие....
Современный ребенок - какой он?
Консультация для родителей...
Современный ребенок. Какой он?
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономе...
"Современный ребенок - какой он?"
Консультация для родителей....
Круглый стол с родителями на тему "Современный ребенок-какой он?"
Целью проведения Круглого стола для родителей было повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения современных детей дошкольного возраста. В ходе проведени...
Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.
quot; Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"Фредерико Майор.Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик ил...
Современный ребенок - какой он?
Консультация для родителей....