Аутизм” (от греческого auto – сам) - понятие, введенное психиатром Э. Блейлером еще в начале 20-го века и характеризующее состояние психики с преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
В настоящий момент число людей с расстройствами аутистического спектра непрерывно увеличивается. Ученые говорят о десятикратном повышении возникновения аутизма по сравнению с предыдущим столетием. Особенность распространения еще и в том, что этот загадочный недуг в четыре раза чаще случается у мальчиков, чем у девочек. Симптомы аутизма выделены в три категории: недостаток социальных взаимодействий, нарушенная взаимная коммуникация, ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения. Все они должны наличествовать у больного для подтверждения диагноза.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Для людей, освоивших Системно-векторную психологию Юрия Бурлана, очевидно, что аутизм (в том числе расстройства аутистического спектра) это чаще всего заболевания звуковых детей и их возникновение связано с неблагоприятным воздействием на сверхчувствительный сенсор звуковика - ухо.
Звуковые дети особенно чувствительны к звуковым воздействиям. Громкие звуки, даже шум улицы или бытовой техники и тем более крик на него или громкие ссоры родителей между собой вне зависимости от возраста ребенка сказываются на его психике самым негативным образом.
Общение с семьями, где растет ребенок с аутизмом или расстройством аутистического спектра практически 100% подтверждает наличие вышеописанных неблагоприятных воздействий на ребенка. Беда в том, что на такие банальные вещи как повышение голоса мы даже не обращаем внимание.
Особенности звуковых детей. Как возникают расстройства аутистического спектра
Звуковые дети – особенные. Нередко их можно узнать по серьезному взгляду и особой погруженности в себя, словно все их внимание сфокусировано где-то там – внутри него самого. Они чутко реагируют на любой шорох и быстро устают от шумных мест и компаний. Звуковой ребенок может ощущать себя вполне самодостаточным, играя в одиночестве. Нередко даже в детском коллективе вы найдете его в стороне от других, где он сам с собой чем-то занимается, иногда даже говорит сам с собой.
Когда мы подгоняем такого ребенка, больно задеваем его Я, повышаем на него голос, желая добиться от него каких-то действий, не считаясь с его особенностями, мы калечим его психику. И последствия этого могут быть очень трагичными. Снижение обучаемости, расстройства аутического спектра, депрессия, подростковый суицид, шизофрения...
Это дети, которым дан экстраординарный мыслительный потенциал, способность решать сложнейшие физико-математические задачи, постигать замысел всего сущего - это и есть их основная задача. При неумелом обращении они получают ярлык умственно отсталых, теряя способность к обучению и взаимодействию с другими людьми.
Когда болевые ощущения, которые он получает через свой сенсор – ухо, превышают его способность к адаптации, ребенок бессознательно реагирует снижением способности реагировать на внешние раздражители. Это его психологическая защита от угрозы его психическому. Чтобы сохранить свою целостность, он вынужден защищаться.
Так при травмирующей звуковой обстановке ребенок уходит в себя. Постепенно теряя контакт с окружающим миром. Когда это происходит с маленьким ребенком, его развитие останавливается. В зависимости от возраста и степени тяжести его нарушений он может уже так никогда и не приобрести даже самых простых навыков самообслуживания и взаимодействия с другими людьми...
Звуковик и так то интроверт, а тут он словно попадает в вакуум собственной оболочки, не имея выхода из нее. При этом в нем по-прежнему живут его звуковые желания – постичь свое Я, мир, законы вселенной. Но он теряет возможность реализовать эту задачу, поскольку она тесно связана со способностью звуковика сосредотачиваться снаружи своей барабанной перепонки – на внешнем мире. Мире, который для аутиста становится враждебным. И даже не смотря на известное нам от некторых аутистов (Соня Шаталова, Николай Дилигенский) сильнейшее желание выйти наружу к людям, они не способны это реализовать. Это становится причиной тяжелейших страданий взрослеющего ребенка.
Аутист это не только носитель звукового вектора. В векторальном наборе ребенка есть как минимум еще один нижний вектор, а иногда это полиморф – носитель 3 или более векторов. Что происходит с другими желаниями, когда основной доминантный вектор неадаптирован к жизни?
Свойства других векторов ребенка так же оказываются под прессом страдающего звука. Он не может развивать и другие свои способности в соответствии с внутренним запросом. Таким образом его свойства начинают проявляться на низком уровне развития – кожный вектор суетливостью, моторной активностью, которая, как правило, не несет полезной нагрузки. Зрительный вектор проявляет себя страхами, паникой, слезами или истерическими реакциями.
Ребенок с анальным вектором нередко особо заторможен, отличается чрезмерным упрямством. Отклонения от привычных составляющих его жизни становятся причиной его протеста и негативных реакций. Он более других зависим от матери, даже если эта зависимость негативного порядка – прежде всего именно дети с анальным вектором способны проявлять садистические наклонности по отношению к матери и другим людям. И причина этого – отдельная большая тема, рассматриваемая в рамках системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Аутист, обладающий оральным вектором, нередко гораздо более активен вербально, но это скорее говорение, часто невнятное, чем осмысленная речь или диалог с другими людьми. Именно эти дети склонны все тянуть в рот, облизывать, сосать. Не понимая особенностей векторальных проявлений ребенка, родители оказываются беспомощными хоть как-то помочь ему и тем более развить в той или иной мере те задатки, которые в нем заложены.
Пока этот вопрос остается открытым. И тем не менее практика применения системно-векторной психологии Юрия Бурлана уже сегодня показывает - осознанный системный подход к ребенку с расстройством аутистического спектра способен помочь ему в развитии. Задача родителей, особенно мамы, здесь - первостепенной важности.