Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и её значение в процессе формирования речи ребенка"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал адресован родителям дошкольников и содержит практические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика и её значение в процессе формирования речи ребенка
Подготовила учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с№4» Володина И.Г.
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. А поможет в этом «Сказка о Веселом язычке»:
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык.
Упражнение «Змейка».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены.
Напряженным кончиком языка постучать в зубы,
многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Змейка».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело, —
Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Иногда у родителей возникают затруднения по поводу того, как выполнять то или иное упражнение. Поэтому предлагаю вашему вниманию описание упражнений из «Сказки о весёлом язычке» и других, не менее полезных упражнений:
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
- Позевывание.
- Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
- Полоскание горла.
- Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
- Покашливание.
- В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти.
- Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
- Жевательные движения.
- Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
- Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
- Перегонка воды из одной щеки в другую.
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ.
- Улыбнуться, не обнажая зубы.
- «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
- «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
- «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
- «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
- «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
- Вибрация губ (фырканье лошади).
- «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
- Чмоканье.
- Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
- Выплевывание губами семечек, риса, гороха.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).
- «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
- «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
- Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
- «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
- Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
- Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
- Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
- «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
- Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
- Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
- «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
- Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
- «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
- «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
- «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
- «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
- «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
- Опускание головы вниз.
- Запрокидывание головы назад.
- Поворот головы вправо-влево.
- Наклоны головы вправо-влево.
- Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
- Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Артикуляционная гимнастика"
В данном материале дано понятие,что такое "артикуляционная гимнастика",рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Приведены примеры организации артикуляционной гимнастики в дома...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...
Консультация для родителей на тему: Артикуляционная гимнастика.
В консультации родители знакомятся с особенностями артикуляционного аппарата. Обучаются правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....
Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей»
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, ...
Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика с ребенком в домашних условиях".
Артикуляционная гимнастика с ребенком в домашних условиях...
Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)
Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...