Поощрение или наказание?
статья ( группа) по теме

Информация для родителей по вопросам поощрения или наказания? Что более эффективно? Рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поощрение или наказание?

информация для заботливых родителей

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый. И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают общению с малышом. Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы? Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться. Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь малыша требования и запреты и добиваться его послушания. А для начала, попробуем разобраться, почему маленькие дети должны слушаться. Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение? Шейла Айберг, семейный психолог, создательница Терапии детско-родительских взаимоотношений, отвечает на этот вопрос так: - Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне. - Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития отношений между детьми. Малышей без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится. - Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания. - Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей. - По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей. Итак, становится очевидным, что малышу необходимо уметь беспрекословно слушать родительские требования и запреты. Однако, важно, чтобы их количество было минимально, и они касались только особенных сфер. Ведь если их будет очень много, и они будут распространяться на любую часть жизни ребенка, вы рискуете получить безвольного, безликого человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу: «Что делать, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками».

В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы:

- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.

 - Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.

 - Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.

Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями. Итак, как правильно выдвигать свои требования и запреты, чтобы они были услышаны и приняты к действию. Обратимся снова к советам Шейлы Айберг. Она предлагает следовать следующим правилам:

 1. Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него именно послушания. Пример: прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел ли бы ты здесь присесть?

 2. Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: Короткое – положи книжки на полку. Сложное – уберись в своей комнате.

 3. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

 4. Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише.

 5. Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! или Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке, нейтральное – пожалуйста, подойди и встань рядом со мной.

 6. Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания. Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно. Пример: передай мне соль, пожалуйста.

 7. Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет это выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

 8. Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться. Послушание не должно восприниматься как подарок. Однако, его нужно отмечать. Также вы должны быть последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.

 Обучение малышей послушанию – одна из важнейших задач воспитания. Но все же оно не должно сводиться к диктату и тирании, поскольку в ответ вы рискуете получить лишь ту или иную защитную форму детских капризов. Гораздо важнее владеть техникой целенаправленного анализа ситуаций, и в каждом конкретном случае бороться не с негативными проявлениями детской строптивости, а постараться уяснить причину и смысл происходящего. И в этом следует полагаться на любовь к малышу и интуицию, которые предусмотрительно заложила в нас Природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение ребёнка.

Дети часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу....

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........