ЭФФЕКТ «РАЗВЯЗАВШЕГОСЯ ШНУРКА»
статья ( группа) на тему
ЭФФЕКТ «РАЗВЯЗАВШЕГОСЯ ШНУРКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effekt_razvyazavshegosya_shnurka.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТ «РАЗВЯЗАВШЕГОСЯ ШНУРКА»
Л.Н. Гончарова, МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» р.п. Хохольский
Хохольского муниципального района Воронежской области [1].
Я часто думаю, чем мы не похожи на других, - сообщает психологу пятнадцатилетний подросток, пришедший на консультацию. - Понимаю, мы отличаемся от других своей манерой одеваться: у нас своя «джинсовая философия», мы слушаем свою музыку (попса, рок-н-ролл, шансон), своими словами выражаем восторг или неприязнь («клево», «ниш- тяк», «чухня» и т.д.), но почему нас не признают взрослые - родители и учителя? Почему они на нас кричат, иногда даже унижают?».
Действительно, юношеская субкультура (мода, язык, прически, музыка и т.д.) вызывает у старших, воспитанных в иной среде, чувство протеста и осуждения. Они просто забыли, что конфликты такого рода существовали всегда. Лишь сравнительно недавно некоторые взрослые стали признавать самостоятельность юношеских, подростковых коллективов, Значительная же часть педагогов и родителей по-прежнему чрезмерно опекает и контролирует подростков, что вызывает большой протест последних. И подростки предпочитают неформальное общение в уличных и дворовых разновозрастных компаниях. Но сообщества эти различны по роду «деятельности»: одни заняты полезной общественной деятельностью; другие основаны на общих увлечениях (самодеятельная песня, рок-музыка и т.д.); третьи являются явно или потенциально асоциальными: ребята в них приобщаются к пьянству наркомании, хулиганским поступкам.
Многие учителя и родители не стремятся разобраться в существе подростковых увлечений, подвергая их огульному осуждению и запретам, большая часть которых заведомо неэффективна.
Подростки и юноши очень хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как слепое следование сиюминутной моде. Однако моды и причуды подростков следует рассматривать не изолированно, а в социально психологическом контексте человеческого восприятия. В подростковых увлечениях реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы «чтобы быть вполне своим, нужно выглядеть, как все, разделять общие интересы и увлечения. Мода - средство самовыражения. Дети хотят отличаться от старших - это сделать позволяют внешние аксессуары. Вообще-то внешний облик человека - способ коммуникации, посредством которого индивид информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах и т.п.
Желание как-то выделиться, привлечь к себе внимание присуще людям любого возраста. Взрослый, сложившийся человек делает это разумно: он использует свое общественное положение, свои трудовые достижения, образованность, определенный уровень культуры, опыт общения и другое.
Социальный багаж подростка гораздо беднее, он не всегда умеет эффективно его использовать. Но встречаясь с новыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается в ситуации «смотрин». Отсюда - особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания.
Взрослым нужно конструктивно «управлять модой», отказываясь от административных гонений, создавать и предлагать приемлемые модели и образцы, отвечающие запросам подростков. Требовать от молодого поколения того, чтобы оно вообще не равнялось на моду, не придавало значения внешности и не стремилось отличаться от старших,, по меньшей мере, наивно и глупо.
Этот взгляд на подростковую субкультуру неоднократно приходится излагать на родительских собраниях и педагогических советах в школах. Взрослые, осознавая простые идеи, изложенные психологом, как будто оживают: «...Да мы ведь тоже были такими, время только другое было. Разве наши дети виноваты в том, что живут в период жестокого накопления капитала одними и унижения других? Довольно расшатывать нервную систему себе и детям, давайте совместными усилиями учить ребят приемлемыми средствами преодолевать, переживать трудности и конфликты, общественный стресс, беречь свое здоровье, а подростковое чудачество (желание привлечь внимание других) - пройдет». Это отзыв директора одной из районных школ на проблему непонимания взрослыми детей (особенно подростков), с которыми они общаются каждый день в школе и дома.
Надо помнить слова Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках, но пока развивается тело ребенка - болит и ждет помощи его душа...». Это высказывание великого немецкого деятеля эпохи Просвещения можно подкрепить и мыслями великого русского литературного критика В.Г. Белинского: «Преобидно жить на свете, не вызывая интереса окружающих людей к себе. Чтобы быть замеченным, надо впадать в странности». И чтобы понять некоторые странности подростков, полезно знать об эффекте развязавшегося шнурка. О нем рассказала психолог М. Степанова, которая сопровождала группу учащихся-подростков во время экскурсии. Она обратила внимание на девочку, из-за которой группа была вынуждена несколько раз задерживаться при отправлении автобуса: девочка в это время перед автобусом завязывала шнурки своих высоких ботинок. «Позже мне стало ясно, - пишет психолог, - что развязанные шнурки - придуманная ею хитрость, повод привлечь к себе хоть чье-то внимание. Должен же кто-нибудь знать о ее существовании».
Трудно сказать однозначно, как станут в дальнейшем складываться отношения этой девочки с одноклассниками. Но то, что ее задача - привлечь к себе внимание - была выполнена с помощью психологического эффекта, несомненно.
[1]© Гончарова Л.Н., 2015