"Роль эмоций в общении с ребенком"
консультация на тему

Павлова Светлана Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_emotsiy_v_obshchenii_s_rebenkom.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Роль эмоции в общении с ребенком»

Воспитатель. Главная функция эмоций - лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?

Ответы родителей:

Глаза и контакт с помощью взгляда

Мимика

Жесты

Поза

Прикосновения

Дистанция во время общения

Далее педагог-психолог предлагает кратко раскрыть (с приведением примеров) каждый способ невербальной коммуникации.

Упражнение «Узнай эмоцию».

Вариант 1 (цель - определение связи эмоционального состояния с мимикой лица).

Педагог-психолог показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как: гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т. п, (можно использовать приложение к «Атласу по психологии» М. В. Гамезо и др.), обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить, какая эмоция представлена на фотографии.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику (выражение лица)... Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

Ответы родителей.

Вывод педагога-психолога: Умение понимать эмоциональное состояние другого человека не вербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает.

Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать, какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает.

Упражнение «Передай эмоцию».

Упражнение проводится в мини-группах. Педагог-психолог предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа:

«Убери свои игрушки»

«Помой руки»

«Выключай телевизор, ложись спать»

Задача родителей - примерить маски и прочитать вслух высказывания.

Инструкция: «У вас в руках находятся карточки-маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми.

Ваша задача - каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка.

Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с карточкой-маской.

Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Вопросы к родителям: 

  1. Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску?
  2. Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь?
  3.  Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требуется наказать его за плохое поведение?

Ответы родителей (дискуссия).

Педагог-психолог: Как уже говорилось, нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Итак, существует три основных варианта выражения чувств:

  • подавление
  • агрессивное выражение
  • конструктивное выражение (трансформация).

Пример: пообещали помочь, подвели - не выполнили обещания, в результате чего возникает некое негативное чувство... (например, гнев). Это чувство можно:

1) подавить;

2) агрессивно выразить;

3) трансформировать.

Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия (см. табл)

Педагог-психолог. Особое внимание для воспитания в ребенке здоровых эмоций, доброжелательности и правильного позитивного мышления нужно уделять развитию положительных эмоций.

Вопрос к родителям: Как вы развиваете в ребенке положительные эмоции? Приведите примеры.

Ответы родителей.

Вывод психолога. Самый главный путь к развитию положительных эмоций у детей - это любовь. Любить своего ребенка — это целая наука.

Воспитатель представляет мини-информацию «Любовь».

Воспитатель. Любовь - самое высшее чувство. Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. Мы любим своих детей, но далеко не все проявляем свою любовь столь очевидно, чтоб ребенок почувствовал ее. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь. И для многих родителей это - норма поведения!

Люди вкладывают в понятие любви тот смысл, который соответствует их личному развитию. И поэтому далеко не каждый вид любви приносит им радость.

Итак, Любовь может быть трех видов - детская, взрослая и совершенная

  • Детская - люблю за то, что ты делаешь для меня или даешь мне;
  • взрослая - люблю за то, что имею возможность делать для тебя или давать тебе;
  • совершенная - люблю за то, что ты есть, - безотносительно к тому, что ты мне даешь или что я тебе даю; что ты для меня делаешь или что я для тебя делаю.

Примеры.

Детская любовь: «Если я люблю тебя, то ты должен...». Это любовь потребителя - но не обязательно в лице ребенка.

Высказывания: «Если любишь - купи игрушку», «Если любишь - учись хорошо», «Если любишь - не расстраивай меня».

Взрослая любовь: «Если я люблю тебя, то я должен...». Это любовь инвестора.

Высказывания: «Хоть ты и бестолковый работник, но выгонять тебя не хочется, потому что ты долго учился за наш счет».

Детская и взрослая любовь очень насильственны. По существу они представляют собой маятник, который качается от радости к печали, от принятия к непринятию, от любви к гневу и насилию.

Только совершенная любовь является настоящей, а также постоянным источником радости.

Вопрос к родителям (не для ответа, а для размышления). Какую любовь проявляете вы по отношению к своему ребенку? Ответы родителей.

Психолог. Любовь нерадостного типа ущербна, потому что отрицает чужую (или свою) свободу. И в этом отрицании она должна либо зайти настолько далеко, чтобы отрицать саму себя, либо вырасти в любовь совершенную (в тотальное принятие себя, и другого человека без желания его исправлять или переделывать, оценивать или критиковать, ублажать или контролировать). Любовь же к себе выражается в том, что, понимая сущность другого и принимая его таким, каков он есть, мы придерживаемся грани, за которой не позволяем ему нанести себе вред.

Итак, главной составляющей Любви является безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

Потребность в любви и принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился»; «Я рада тебя видеть»; «Ты мне нравишься»; «Я люблю, когда ты дома»; «Мне хорошо, когда мы вместе».

Не менее важен телесный контакт с ребенком. Психологами рекомендовано обнимать ребенка не менее четырех раз в день (что просто необходимо каждому для выживания), а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно же, ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

В заключении хотелось бы провести небольшое упражнение: «Пирог "Счастье мое"».

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных «ингредиентов»; озвучить каждый из вариантов.

Пример: «Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"

Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...

«Роль эмоций в интеллектуальном развитии ребенка»

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции....

Презентация "Роль эмоций в общении"

Презентация "Роль эмоций в общении"...

Консультация для родителей "Роль интонации в общении с ребенком"

Консультация для родителей "Роль интонации в общении с ребенком"может быть использована для выступления на родительском собрании...

«Роль эмоций в нравственном развитии ребенка»

laquo;Роль эмоций в нравственном развитии ребенка»...

«Роль эмоций в нравственном развитии ребенка»

1 слайд.Добрый день уважаемые коллеги. Я работаю в Червишевском детском саду, всего 1 год и 3 месяца, но не смотря на это, хочу поделиться своим небольшим практическим опытом. Мне интересна и важна те...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...