Консультация "Игра-обучение-развитие"
консультация (старшая группа) на тему
Рекомендациия родителям по развитию у дошкольников логического мышления, способности мыслить и рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._igra-obuchenie-razvitie.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игра-обучение-развитие».
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В ситуации игры ребёнку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Увлечённый привлекательным замыслом игры, ребёнок не замечает того, что он учится. Хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его познавательной деятельности. В игре ребёнок решает свою собственную задачу, стремится научиться тому, чего он ещё не умеет. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его.
Нередко при занятии с детьми развивающая игра подменяется игровыми приёмами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениям. Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называется игрой. Но это не так. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Игровой замысел должен представлять собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задаёт смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагают ребёнку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих – обменяться предметами и т.п.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с другими участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определённое время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал также имеет важное значение, так как побуждает ребёнка к игре, к осуществлению игрового замысла. И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую никто ещё не называл; не называть предмет, изображённый на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову, играть дружно, слушать друг друга. Выполнение всех этих правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.
Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах при знакомстве с новой игрой. Взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдения правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм, появляется новый социальный опыт.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Кроме того, при выборе игры нельзя ограничиваться её предметным содержанием (доступность знаний и умений), требуется ещё предварительный анализ характера игры.
Следует помнить, что не все дети включаются в игру даже при поддержке взрослого. Нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему он ещё не готов. Задача взрослого – заинтересовать ребёнка, увлечь его полезным занятием. Поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.