"Любимая игрушка"
материал (младшая группа) на тему
Многие предметы, которые мы используем в повседневной жизни, дошли до нас из глубины веков, переданы предками с целью сохранения родовой памяти. Одним из них является кукла. В каждом доме они имеются: купленные, подаренные, сохраненные от бабушек. Сейчас известно около 90 видов кукол, и все они – богатое культурное наследие русского народа, сохранившееся до нынешних времен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальне бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
«Любимая игрушка»
Составила:
Константинова Елена Викторовна
2016г
Многие предметы, которые мы используем в повседневной жизни, дошли до нас из глубины веков, переданы предками с целью сохранения родовой памяти. Одним из них является кукла. В каждом доме они имеются: купленные, подаренные, сохраненные от бабушек. Сейчас известно около 90 видов кукол, и все они – богатое культурное наследие русского народа, сохранившееся до нынешних времен.
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Кукла была любимой игрушкой всех сословий: с ней играли и во дворцах и в крестьянских избах. Изготавливая, наряжая куклу, дети непроизвольно учились шить, вязать, прясть, постигали тонкости создания традиционного костюма. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль.
Традиционной народной игрушкой была тряпичная кукла. В то же время не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию. Считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает малыша от злых сил. В большинстве случаев куклу делали безликой. Ей отводилась роль оберега, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народному поверью кукла с лицом обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девушку, а если замужнюю женщину, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушка была нестандартной, в каждой семье ее делали по-своему. Она несла отпечаток семейной душевной среды, их понимания мира. Родители, создавая куклу, вкладывали в них свою любовь и мудрость, поэтому к игрушкам относились очень бережно. Кукол никогда не оставляли на улице. Их бережно хранили в коробах, запирали в ларчиках. Игрушку разрешалось брать с собой в гости, на работу в поле. Частью приданного девушки обязательно была кукла. Выдавали замуж рано, в 14-15 лет, поэтому ей в новой семье разрешалось играть. Старшим в доме был свекр, он строго наказывал бабам не смеяться над забавами молодой. Поэтому куклы переходили к детям.
В играх с куклами воспроизводились все праздничные обряды. Чаще всего свадьба – торжественный и красивый обряд. В игре сохраняли последовательность всех этапов, повторяя разговоры взрослых, исполняемые обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре или на улице. Каждая девушка приносила короб с куклами. Использовали до двадцати игрушек: жених, невеста, родители, подруги-повязочницы, подруги –кокушницы, повозник и т.д., как на настоящей свадьбе. Сначала развертывалось сватовство, посиделки, девишник. Кукле-невесте расплетали косу, и девочка, игравшая подругу, начинала голосить. После «венчания» невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за стол. В куклах предпочитали женский образ, и если в играх нужен был «жених» или «муж», брали просто щепочку.
В разных уголках России были свои свадебные обычаи, традиции, поэтому по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционно кукол можно подразделить по назначению – игровые, обереги, обрядовые; по образцу – крестьянка и барыня; по способу изготовления – сшивную и «закрутку».
А самой первой куклой, которая появлялась у человека еще до рождения, была пеленашка.
Литература:
И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», 2013г.
А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой», 2012г.
А.П.Усова «Русское народное творчество в детском саду», 1972г.
Г.Н.Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки»
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки»...
Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"
Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....
« МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА » НЕДЕЛЯ ИГРУШКИ
Неделю любимой игрушки В саду решили объявить – Чтобы детство свое Ребята никогда не смогли бы забыть. А что же предшествовало этой неделе? Все это сейчас показать Вам мы хотели. ...
Развлечение «Наши любимые игрушки» для детей второй младшей группы на неделе игры и игрушки
Развлечение для детей построено на основе цикла стихов А.Л.Барто "Игрушки"...
Конспект группового занятия «Моя любимая игрушка» в рамках проведения недели «Игра и игрушка»
Конспект группового занятия «Моя любимая игрушка» в рамках проведения недели «Игра и игрушка» Подготовила и провела педагог-психолог Федосеева А.С. Цель:Дать представление детям об игрушка...
Неделя игры и игрушки: занятие по развитию речи "Моя любимая игрушка". В средней группе №3 "Почемучки". 26.10.2017.
Занятие по развитию речи "Моя любимая игрушка"...