Папка-передвижка "В школу с радостью"
консультация на тему
Убеждённость многих взрослых в том, что главная задача детского сада — как можно лучше подготовить ребёнка к школе, сужает и обедняет его развитие. Известный педагог и детский врач Януш Корчак настойчиво подчёркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей (настоящей) жизни: «Чем это сегодня ребёнка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребёнка сегодня. Ради завтра, которое ребёнок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Януш Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного детства последующая жизнь будет ущербной.
Что же выбрать заботливым мамам и папам для своего ребёнка: нормальное детство или раннее обучение, горящие глаза или потухший взгляд, улыбку от прослушанного интересного рассказа или улыбку от звонка на перемену, на которой можно будет поиграть с припрятанной под партой игрушкой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_peredvizhka_v_shkolu_s_radostyu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В школу с радостью.
Дошкольные педагоги и психологи отмечают: по отношению к вопросу подготовки детей к школе родителей условно можно разделить на несколько категорий. В некоторых семьях считают, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Поступление в школу автоматически приведёт ребёнка к трёбуемому уровню зрелости.
Некоторые родители уверены: чем раньше они загрузят дитя, тем больше у него шансов поступить в нужную школу. Во многих семьях уже двух-трёхлетнего ребёнка начинают обучать чтению и письму, нанимают специалистов, которые готовят его к школе, даже если он посещает детский сад.
Сегодня, например, программы дошкольных прогимназий и лицеев представляют собой трёхгодичный курс, рассчитанный на детей 4-7 лет. И хотя педагоги утверждают, что их программа нацелена на развитие детей, тем не менее, принятая в большинстве прогимназий и лицеев поурочная система занятий есть не что иное, как сознательная и целенаправленная подготовка к школе. Но эта подготовка — не гарантия поступления в элитную школу. Нужно ещё пройти собеседование или тестирование. Чтобы оправдать свой высокий уровень, в престижных школах к поступающим детям предъявляются довольно жёсткие требования. Шести-семилетним дошкольникам устраивают самые настоящие экзамены.
Практика показывает: многие частные школы не соответствуют заявленному высокому уровню, и дети, переведённые из такой школы в обычную, отстают от программы на год или два.
Убеждённость многих взрослых в том, что главная задача детского сада — как можно лучше подготовить ребёнка к школе, сужает и обедняет его развитие. Известный педагог и детский врач Януш Корчак настойчиво подчёркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей (настоящей) жизни: «Чем это сегодня ребёнка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребёнка сегодня. Ради завтра, которое ребёнок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Януш Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного детства последующая жизнь будет ущербной.
Что же выбрать заботливым мамам и папам для своего ребёнка: нормальное детство или раннее обучение, горящие глаза или потухший взгляд, улыбку от прослушанного интересного рассказа или улыбку от звонка на перемену, на которой можно будет поиграть с припрятанной под партой игрушкой?
На самом деле, явного противоречия не существует. Нормальные родители в состоянии самостоятельно подготовить ребёнка к школе. Главное, чтобы такая работа была органично вплетена в обычную жизнь дошкольника, и вплетать её нужно не в 4-6 лет и не перед школой, а с самого раннего возраста. Детский сад в данном случае может выступать как корректирующее звено. Кроме того, он незаменим для формирования социальных контактов ребёнка со сверстниками.
Поэтому разумнее говорить о психологической готовности к обучению школе (о школьной зрелости) Этот термин используется для обозначения определённого уровня психического развития ребёнка,- по достижении которого он готов учиться в школе.
Помочь родителям понять, какое содержание включает в себя «психологическая готовность», а также самостоятельно определить уровень готовности своего ребёнка к школе поможет тест, разработанный американскими психологами и адаптированный для России.
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребёнок основными понятиями (правый — левый, большой — маленький и т.п.)?
- Способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации (например, предметы, которые могут катиться и которые не могут катиться)?
- Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Сколько букв алфавита может назвать ребёнок?
Оценка базового опыта ребёнка.
- Приходилось ли ребёнку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли ребёнок в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать или рассказывать ребёнку истории?
- Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития.
- Может ли ребёнок назвать окружающие его предметы?
- Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник, стол и т.п.)?
- Может ли ребёнок объяснить, где расположены определённые предметы (на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.)?
- Может ли ребёнок писать произошедший с ним случай?
- Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Зрительное различение.
- Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, непохожую на остальные)?
- Может ли ребёнок различать буквы в коротких словах (например, кот — год)?
Зрительная память.
- Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а затем одну убрать?
- Может ли ребёнок назвать шесть — восемь предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей.
- В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес - вес)?
- Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам.
- Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребёнок вопросы о словах (что они значат и т.п.)?
Оценка уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли ребёнку переключиться на новые действия при изменении привычного распорядка дня?
- Способен ли ребёнок работать самостоятельно, при выполнении заданий соревноваться с другими детьми?
Оценка умения общаться.
- Включается ли ребёнок в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
- Соблюдает ли ребёнок очерёдность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребёнок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития.
- Хорошо ли ребёнок слышит?
- Хорошо ли ребёнок видит?
- Развита ли у ребёнка координация моторных навыков (например, может ли он играть в мяч, прыгать, самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице)?
- Выглядит ли ребёнок бодрым?
- Выглядит ли ребёнок здоровым?
Общая и психологическая готовность.
Может ли ваш ребёнок:
- Объяснить с помощью слов, а, не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно (например: «Покажи мне...»)?
- Понимать смысл того, о чём ему читают?
- Чётко выговорить своё имя и фамилию?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом на бумаге?
- Пользоваться красками, цветными карандашами, пластилином, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
- Следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Сосредоточиться, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать себя: Я — человек, который многое может?
- Подстраиваться к разговору, когда взрослые меняют его тему?
- Проявлять интерес к окружающим предметам?
- Ладить с другими детьми?
Таким образом, психологическая готовность означает наличие у ребёнка определённых предпосылок к обучению в школе. Более конкретно это можно выразить следующими словами: ребёнок может и хочет учиться в школе.
Чтобы ребёнок мог и хотел учиться в школе, у него должна быть сформирована высокая познавательная активность. Применительно к детям дошкольного возраста это эмоционально-положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявление инициативности, любознательности к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
папка-передвижка "психологическая готовность к школе".
Психологическая готовность детей к школе Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития реб...
Папка - передвижка для родителей "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
в папке дана консультация родтелям выпускника детского сада; даны советы по подготовке ребёнка к школе...
Папка-передвижка по теме "Школа"
Папка - передвижка используется, как наглядный материал для детей и родителей.На страницах папки печатаются советы психолога для родителей будущих школьников. В них затрагиваются воп...
Папка-передвижка "Готов ли ребёнок к школе?"
Рекомендации по определению готовности к школе детей....
Папка - передвижка "Спи, моя радость, усни!"
Рекомендации для родителей...
Папка-передвижка "Опасная радость"
Папка-передвижка "Опасная радость"...
Папка - передвижка "Радость добрых дел"
Папка - передвижка "Радость добрых дел"...