Адаптация в детском саду
консультация на тему

Баринова Ирина Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya._gotovimsya_k_postupleniyu_v_d._s.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.

Проблема адаптации детей  к  условиям  дошкольного  учреждения  очень  актуальна. От того, как  пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное  существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно, с массой негативных сдвигов в детском организме.

Ребёнок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец или грызть ногти. Отчего же возникает такое поведение?

Когда ребёнок приходит в детский сад, многие условия его жизни резко меняются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, то есть ломаются привычные динамические стереотипы жизни, в которых ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно.    Даже в том случае, когда дома стараются подготовить малыша к поступлению в детский сад (с педагогической точки зрения), адаптация не всегда проходит легко. В каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие - за обеденный стоп, третьи - за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться с взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

 При поступлении в детский сад малыш не только оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение, но и расстается на длительный период с близкими людьми. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, чувство покинутости и брошенности. Ребёнок находиться в состоянии постоянного психоэмоционального напряжения. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача, истерик,  и даже серьезных заболеваний.

      Можно ли избежать этого? Может быть, стоит, как можно дольше держать ребенка возле себя?

      Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы  к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

         Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности

         Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно, у некоторых детей адаптационный период длится месяц. В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение нескольких дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

         Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

        Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять   их   задумки,   положительно оценивать результаты труда,

         Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

          Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно.

          Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

           У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.

          При  легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния, Малыш плохо спит, иногда теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр, Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 1-2 недели.

 При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления е дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но. несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

Дети, с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких случаях специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

 Как готовиться к поступлению в детский сад?

Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку, Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад.

         Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

          Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п.

         И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Ни` когда не следует кормить ребенка насильно [это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается]. Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети.

        В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю

необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду: сначала можно оставить до обеда, в последующие дни забирать перед дневным сном, затем - сразу после сна и т.д.

         Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

консультация для родителей в младшем возрасте в детском саду "Адаптация в детском саду"

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...